О чем обычно поют девушки? Конечно же, о ней, родимой. "О любви немало песен сложено..." И поэтому всегда интереснее личность автора, показанная в песне, нежели сам предмет воспевания. Мы примеряем на себя чужие чувства и переживания, чтобы потом посчитать их своими или отторгнуть, не найдя ничего общего.
Вокалистка группы ГОРОД 312 Ая совсем не похожа на Ирину Семенову из КАРКАДЭ. Начиная с внешности. Сложно говорить о присутствии армии стилистов-вейзажистов за спиной Аи, но во всем - качественном макияже, тщательно выбранном стиле одежды, даже в сундуках-ботах (которые мне почему-то всегда напоминали коровьи копыта) - чувствуется "столичная штучка", понимающая смысл слова "cool". В этом нет ничего плохого, образ Аи эффектен, бросок и привлекателен. Ирина на ее фоне похожа на Золушку, прихорашивающуюся в силу своих скудных возможностей втайне от злой мачехи у себя на чердаке. Ее образ более мягок и доступен.
Это снова перед нами Москва и Питер. То же самое можно сказать и о песнях.
ГОРОД 312 в музыкальном отношении богаче и ярче. Легкость, с которой "горожане" используют различные стилевые приемы и народные мотивы в, казалось бы, достаточно зажатом стиле поп-рок, говорит о немалом мастерстве и широком кругозоре музыкантов группы. Не зря ведь Игорь Джавад-Заде (экс-АРСЕНАЛ, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС и многие другие коллективы), приглашенный помочь группе в нескольких выступлениях, так и остался в ней насовсем. Песни ГОРОДА 312 ротируются форматом нашего времени - "Нашим радио". Есть и мега-хит, способный пробить любые двери: песня "Останусь" может органично звучать на любом радио от самого попсового до самого непримиримо рокерского, а клип на нее может (и должен!) крутиться по всем музыкальным каналам и передачам. Даже легкие аллюзии на "Сувенир" знаменитого кастрата в припеве, - скорее, плюс, вызывающий дополнительное расположение, нежели минус, способный вызвать скептическую усмешку.
В текстах различия между девушками столь же очевидны. Ая более уверена в себе, самостоятельна и решительна, она твердо знает, чего хочет:
А я хочу небо в алмазах,
Я хочу звезды руками достать...
Ирина скорее стеснительна, чем самоуверенна и легче примет одиночество, нежели станет чего-то требовать:
Далеко улетаю.
Я нашла свою стаю.
Покой. И слова не нужны...
Ая согласна принять дар:
Догони, если можешь что-то еще предложить
Бедному сердцу...
Ира легче сама пойдет на жертву:
Вырву сердце, пускай оно светит тебе наудачу...
Ая готова всегда вмешаться, если считает, что ситуация того требует:
Время зачехлить гитары,
Раз уж пальцы замерзают...
Ирина - само смирение и терпимость:
Злые мне сказали, что ушел
С кем-то допевать свой рокенрол.
Я пережду...
Ая сильна и не собирается обнажать перед другими свои слабости:
На отказ можно реагировать, сжав кулаки.
Это не трудно...
Ирина ранима и плохо скрывает свою обиду:
Переживу, передышу.
Я не люблю, ты меня, в общем-то, тоже...
Для Аи небесные светила - символ надежды и будущих перспектив, мечта, которая наверняка осуществится:
Сверху падает звезда,
Чтобы нас двоих на небо поднять...
А для Ирины небо - безграничное отчаяние одиночества:
Только белые стены да розовый пепел Луны...
И, наконец, Ая предпочитает оставаться на своем месте, быть собой и дарить свой мир только тому, кто принимает ее такой, какая она есть. Окружающий мир не способен повлиять на ее систему координат. Она всегда остается собой, и в этом ее позиция:
Знаешь, я останусь в сентябре
У открытого портала
В осень...
Я больше, может, не вернусь,
А, может, я с тобой останусь...
Я для тебя останусь светом...
Ира зависима от остальных, она замечает чужие взгляды, шепот за спиной, и почти готова подчиниться внешнему воздействию. Ее пугает возможная непреодолимость предстоящих трудностей:
Я послала всех на,
Ну а ты им зачем-то поверил...
Я боюсь не успеть проскочить перед "КамАЗом".
Впереди стена, за спиной шаги,
И я слышу, с издевкой: "Беги, беги!"...
Беги, беги, беги,
Если сможешь...
Язык Аи более правилен, слова точно подобраны. Странно слышать от Иры после проникновенных слов "Пепла Луны" корявый жаргонизм современных бандерлогов - "...не тянут на отмазы". Ая себе не позволяет подобной небрежности, и ее "Амигос" - совершенно понятный и органичный образ.
Нисколько не сомневаюсь в том, что стадионы предпочтут ГОРОД 312. Почти не сомневаюсь, что ГОРОД легко отодвинет раскручивающуюся Мару. Допускаю, что коммерческий успех дебютного альбома 312-х (его название - "213 Дорог") будет сравним с МУМИЙ ТРОЛЛЕМ. И при всем при этом... наверное, выберу для себя КАРКАДЭ. Нелогично? Так ведь музыка - вещь исключительно субъективная.
Оценки по моей пятибалльной системе:
ГОРОД 312 - "пять с минусом"
КАРКАДЭ - "четыре".