Главная Рок рецензии МЕЛЬНИЦА - "Дорога Сна"

МЕЛЬНИЦА - "Дорога Сна"

E-mail Печать PDF


МЕЛЬНИЦА - ''Дорога Сна''
Включаю я тут на днях уже ставший одиозным музыкальный ТВ-канал на три буквы и вижу... нет, не угадали, не МЕЛЬНИЦУ, а творение группы ПРОПАГАНДА. Да, я не поленился досмотреть до конца сей "шедевр", чтобы узнать, кто его исполняет. Ибо, согласитесь интересно, кто смог довести эволюционным путем музыку от "Can't Buy Me Love" до таких вот строчек:

... Ты спросил, у лифта стоя,
Сколько мое сердце стоит.


Я вообще думаю, что такие перлы нужно коллекционировать. Не шучу.

Не удивительно, что от такой реальности хочется бежать в любом направлении. И настоящие художники предлагают нам пути и убежище от таких реалити-шоу. Ревякин, например, приглашает по Калинову Мосту в Оябрызгань, МЕЛЬНИЦА - по дороге сна в фэнтези, Лукьяненко и Бекмамбетов - через сумрак в Ночной Дозор. Кстати, после просмотра фильма "Ночной дозор", вышеприведенный опус ПРОПАГАНДЫ вызвал у меня стойкие ассоциации с донорством органов.

Чего ждать от тинэйджеров, наиболее незащищенной от разрушительного воздействия на мозги, печень и сердца, социальной подгруппы? Словарного запаса Аллочки из мульт-сериала "Дятлоw's", проигрывающего в этом компоненте даже ее более раскрученной предшественнице Эллочке Людоедке. А ведь мы есть то, что мы говорим! Когда же девушка-школьница сегодня открывает рот, то хочется бежать... Бежать и взять ее с собой. По дороге сна!

"Значит, нужные книги ты в детстве читал", - пел когда-то В. С. Высоцкий. Книги сейчас не читают в принципе - с них ведь можно "заморочиться не по-детски и подсесть на измену" - сейчас часами играют в компьютерные игры. Это значит, что все равно есть потребность уйти от реальности. Просто доступная информация не предлагает правильных ("нужных") путей. Я, к примеру, не очень люблю жанр фэнтези, который пропагандирует группа МЕЛЬНИЦА, но, послушав альбом "Дорога Сна", я понял, что это очень достойный путь. И не только для тинэйджеров.

Группа МЕЛЬНИЦА определяет свое творчество как "новую музыку древнего мира". Я же рискну еще больше упростить формулировку. Это фэнтези-фолк, жанр, видимо, изобретенный МЕЛЬНИЦЕЙ и никем более пока не исполняемый. Это, возможно, творческое развитие идеи фильма-трилогии Роберта Земекиса "Назад в будущее". Только не по-американски (с диким и "одомашненным" впоследствии Западом), а по-индоевропейски (со сказками и легендами о драконах, непроходимых лесах и воинами вереска). Обратите внимание, что во всех трех определения сохраняется элемент одного и того же оксюморона: фолк (назад), фэнтези (в будущее). Т. е. соединение культурных традиций отцов и дедов с будущим искусством их детей и внуков. "...Но чтобы стоять, я должен держаться корней", - пел в свое время еще один очень достойный автор. Или стоять на коленях - добавлю я, что мы и наблюдаем с грустью в России в последнее время. Музыка и, может быть, еще кино - это то, что потребляют (извиняюсь за этот термин) и молодежь, и старшее поколение. Это то, что может стать мостом между ними.

Пой, голос не жалей,
Он, голос-то, живой,
Встань, милая, с колен,
Спой, милая, мне спой.


Это уже А. Я. Розенбаум. И все о том же. Может, прислушаемся?! Может, услышим уже наконец?!

Думаете, МЕЛЬНИЦА не осознает свое предназначение?! Например, когда призывает под свои знамена Роберта Бернса и Николая Гумилева?! Я в подростковом возрасте обожал Р. Бернса. Я читал его и в переводе Маршака, и пытался читать в оригинале (последнее сложно даже для знающего английский язык, ибо писал он на старом шотландском, изобилующем апострофами и пропущенными в словах буквами - для ритма). Я всегда напевал его стихи на какие-то возникающие в моей голове мелодии, которые не умел тогда переложить на аккорды. Очень хочется верить, что музыка Хелависы, фронтвумен МЕЛЬНИЦЫ, это то, что звучало у меня тогда в голове. Тем не менее, на этом крепком и цельном альбоме, меня больше всего тронули "Рапунцель", неизвестного мне, к сожалению, автора Татьяны Лавровой, очень женственная и красивая вещь, и "Тарантелла" флейтистки Натальи Филатовой, зажигательный танец (без слов). Альбом, звук на котором максимально приближен к бесподобному концертному саунду группы, засасывает в свой мир, туда, где еще можно услышать "крик последних Валькирий", и не отпускает. Этот романтический мир существует благодаря МЕЛЬНИЦЕ. После погружения в него совершенно по-другому слушается их следующий альбом-сборник "Master Of The Mill", о котором я писал ранее - видимо, потому, что после "Дороги Сна" ты неизбежно становишься фанатом МЕЛЬНИЦЫ.

Есть, однако, у группы и еще одно предназначение. Оно не так очевидно, тем не менее, очень важно. На сегодняшний день на фолк-сцене я вижу только двух исполнителей, способных вывести жанр, как таковой, на более высокий, а значит и более доступный для слушателя уровень: это Пелагея и МЕЛЬНИЦА. Это не значит, что они лучшие в жанре, впрочем, не значит и обратного. Просто они в силу различных причин могут сделать то, что сделали ВОПЛИ ВИДОПЛЯСОВА для украинской музыки, а ZDOB SI ZDUB - для молдавской: пробить брешь для всех остальных. А хороших групп, способных пробиться вслед за ними у нас, слава богу, вполне достаточно. В этом плане, очень интересно будет послушать их следующий номерной альбом, который музыканты уже записывают, и на который компания "CD-Land" выделила хороший бюджет, больший, чем на "Дорогу Сна". Практически весь тираж "Дороги Cна" уже разошелся, а значит, и группа оправдывает вложенные компанией в них средства. И это очень отрадный факт. Может быть, совсем скоро я включу ТВ и увижу НЕПРОПАГАНДУ?!