Главная Рок рецензии "Под Шум'Оk" №456

"Под Шум'Оk" №456

E-mail Печать PDF

Рецензия на журнал у нас появляется впервые. Для того чтобы вы получили минимальное представление о содержимом журнала, специально начинаю со вступительной статьи журнала (она же - кредо главного редактора). После нее слово Геннадию Шостаку.
Старый Пионэр



Я всегда прав!

Вводная часть


Количество людей, желающих набить мне морду, растёт день ото дня. Этот вызывающий сожаление факт уже не раз был отмечен нашей редколлегией. В частности, Тима с Шумом настойчиво просили меня объяснить народу свою позицию, а то, дескать, со мной стало страшновато в городе появляться. Что касается меня, то такая реакция со стороны музыкантов и гоблинов, им сочувствующих, мною ожидалась, а потому была воспринята с пониманием. Да уж, глупо было дёргать слона за яйца, думая, что он станет разбираться в причинах, тебя на это подвигших. Скорее всего, просто решит, что "этот турист вконец ох..ел, если ему простого сафари уже стало мало". И если он так решит, то объясняй не объясняй, а быть тебе безвинно затоптанным...

На самом деле, я никому ничего не обязан объяснять. И то, что я сейчас попытаюсь что-то объяснить, свидетельствует лишь о моей сугубо личной жалости к тем, кто всерьёз считает, что эта газетёнка тиражом в 150 экземпляров мешает им взлететь по лестнице, ведущей на "Музычны Парнас". Я попробую забыть о том, что в окрестностях Могилёва никакого Парнасу няма, и действительно возьму на себя роль десницы карающей. Так что предлагаю вам вместе со мной трезво взглянуть ("Как известно, я - человек непьющий" - "Ах, ты ещё и непьющий!..") на сложившуюся ситуацию.

Теоретическая часть

Дело в том, что некоторая напряженка между музыкантами и журналистами присутствовала всегда. Причём господа музыканты издавна привыкли считать, что журналисты чего-то там им должны. То есть, каждый из них занимался на сцене х..й знает чем и хотел за это ещё быть обласканным и целованным в жопу. Но позвольте, господа! С чего вы решили, что ваши потные сраки целовать доставляет удовольствие?! Почему народ пишущий не имеет права быть брезгливым, привередливым, и зазорна ли чистоплотность вообще? Зазорна, но только в том случае, если тебе за это платят деньги. Коли ты проститутка, не вспоминай о чести и достоинстве, это раздражает. Но если ты в своих действиях последователен и как ангел чист, то право имеешь на многое. Ведь нет тебе выгоды. Ну какую, скажите, выгоду можно ожидать, бесплатно дёргая слона за яйца?.. Здесь-то и должен стать очевидным высокий статус непродажной газеты "Под Шум'Оk", со мною, гордым мучеником, распятым на кресте общественного порицания.

Самое время заявить о свои правах. А именно - о праве на собственное мнение. В том, что такое право у меня есть, первым признался Андрей Половченя, лидер группы ОСИ, (которую, кстати, в прошлом номере я пытался обговнять), благодаря чему и вырос в моих глазах неимоверно. Хотя кому-кому, а уж Андрею ли не быть заносчивым? Любовь народная к ОСЯМ распространяется далеко-о-о за пределы могилёвских трущоб. И, тем не менее, даже не понимая глубину моих претензий, Андрей вполне здраво рассудил, что я имею право быть тупым, и избавил меня от необходимости каких-либо разъяснений. За что я ему и благодарен.

Так вот. Поскольку на сцене каждый волен петь и играть всё, что ему только вздумается, и зачастую своей музыкой доставляет мне непередаваемые муки, я, в свою очередь, об этом и писать намерен адекватно. Приняв во внимание, что писать - задача непростая, и денег с сего не получается, я пришёл к выводу, что единственным допингом (он же - вдохновение), вызывающим во мне желание писать, служит вера в то, что эти статьи способствуют изменению рок-ситуации в пользу моих ушей. То есть, я определяю для себя единственное правильное русло рок-музыки - идеал. А далее ментальным "кнутом и пряником" стараюсь народ играющий в это русло загнать. Имею ли я на это право? Имею, так как это и есть "моё право на мнение", посредством газеты превратившееся в нечто более глобальное. А если кто-то Очень Умный решит, что это мнение ху.вое и захочет научить меня еб..ться, то я буду весьма рад подискутировать с ним на страницах этой газеты.

Ещё один распространённый наезд: "А ты за свою жизнь хоть одну ноту на гитаре взял, чтобы судить по своей мерке?". Отвечаю: "Нет". Мне это ни к чему. Для того чтобы распробовать вкус блюда, не обязательно уметь его готовить. Подобно большинству, я люблю кушать-слушать, а не готовить-играть, и с течением времени это сделало меня достаточно привередливым к "пище", в своём роде - гурманом. А гурман - тот потребитель, к вкусовым критериям которого должен примериваться каждый повар.

Теперь настало время в общих чертах дать представление об упомянутом "русле", в котором бы я мечтал всех видеть. Дело в следующем. В банальных искусствах стихоплётничества и музицирования (в отрыве друг от друга или нет - не имеет значения) смысла ничуть не больше, чем в искусстве лепить из говна красивых коников, к примеру. Поэтому в мои задачи не входит попытка объективного анализа творений. Мне интересны крайности, те грани, когда посредством искусства Творец выворачивает собственную душу наизнанку, представляя Жизнь даже ярче, чем она есть на самом деле. Вот это - великое умение. Такая и только такая песня, "от которой хочется жить либо умереть" (для меня это и есть синоним слова "рок") может заслуживать пристального внимания, любви и восхищения. Правда, однозначной формулы, по которой можно было бы определить "хорошая" песня или нет, как и определения, не существует. Точно так, как не существует формула-определение Любви. Это то, что нужно уметь чувствовать душой и сердцем (если они есть в наличии). Второстепенные факторы, поддающиеся математическим формулировкам: форма, стиль, аранжировки, профессионализм и т.п. - нам интересны постольку поскольку. Эти факторы лично я называю "ремеслом", и любому из них, "если долго мучиться...", можно научиться, а вот умение "создавать жизнь" - удел Подобных Богу. Таких мало. Поэтому господа "от сохи" - ремесленники - могут сразу закрыть эту газету и не страдать от безмерного количества вываливающегося в их адрес говна. Играйте свой "блэк-дэс-трэш-дум-кор", читайте "Музыкальную газету", где о каждом из ваших предпочтений найдётся парочка тёплых слов, и не напрягайтесь попусту.

Свой в доску,
Роберт Шуман


Могилевский вестник живого рока
"Под Шум'Ok!" №456

Весна-лето 2002
Тираж 100 экз. - 36 с.


Первоначально этот и предыдущие номера издания выпускались в виде газеты; последующие тиражи распечатывались как журнал. Авторы большинства материалов номера - главный редактор Виталий Шум, его alter ego Роберт Шуман и корифей могилевской (да и, пожалуй, белорусской) андеграундной журналистики Юрий Романов.

Издание на 100% соответствует своей характеристике – действительно, вестник. Этим объясняется обилие публикуемых под рубрикой "Обсервация здесь" отчетов о концертах и фестивалях местного значения, проходивших в Могилеве в минувшем году.

Фестиваль "Рок-тайм" (апрель 2002, МГТУ) при участии групп МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ, АЛЯ СВИНТИЛ, РАДИО ВЕР, КАЛАЧИКОМ РЯДОМ, НЕСТОР БЭНД, РАВНОВЕСИЕ, АФАЗИЯ, МИФОРИЯ. Прежде, чем описать выступления каждой группы, автор статьи "Я всегда прав!" Роберт Шуман чрезмерно углубляется в выяснение отношений с музыкантами, затаившими на него обиды за нелестные публикации, и формулирует свое творческое кредо и основополагающий принцип субъективизма. Ну, прямо Белинский!

Электрический концерт в кинотеатре "Родина" (май 2002) групп СЕРДЦЕ ДУРАКА, ГЛЮКИ, КАЛАЧИКОМ РЯДОМ, АВАНГАРДШКОЛА.

Электрический концерт "Андерграунд в андерграунде" (май 2002, средняя школа №27 г. Могилева) с участием групп ЦОЙЖЫВ, ТРАНСМАШ, НАРВАНО, ПОГЛЫНАТЕЛИ ТЛУШЧА, ИЗМЕРЕНИЕ АД, ГРАЖДАНСКИЙ РАЗВОД, СТАДНАЯ ГИНЕКОЛОГИЯ, АНГЕЛЫ НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ, ПЕРЕКРЕСТОК ТЕНЕЙ, ДЕЗЕРТИРЫ. Ночные акустические концерты ведущих могилевских музыкантов в упомянутой школе (рок-н-ролльная, видать, школа!), описание коих не лишено неприглядных натуралистических подробностей...

Электрический концерт "Спорт vs наркотики" (июнь 2002, парк им. 40-летия Победы) с участием групп ОСИ МИРА, МИФОРИЯ, МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ, STOKES.

Концерты-презентации альбома АВАНГАРДШКОЛЫ "Между прочим" (июнь 2002) и сборки "Mogilev-rock 2002" (13.07.2002), прошедшие в Театре кукол...

В материале "Сюжет недописанной сказки", посвященном совместному концерту групп POSTSCRIPTUM (Минск) и ОКРУГ СВОБОДНОГО ИСКУССТВА (Могилев) в ДК "Моготекс", Виталий Шум пророчит последней поглощение белорусским шоу-бизнесом со всеми вытекающими... В настоящее время прогноз успешно подтверждается.

Значительную (но не большую) часть вестника составляют статьи. Подробное и увлекательное жизнеописание некогда слуцкой, а ныне могилевской АВАНГАРДШКОЛЫ под названием "Так зажигаются... школы". По крайней мере, мне по прочтении этого материала захотелось непременно услышать группу "живьем".

Живой интерес представляют две статьи Юрия Романова. Первая - "Тварь ли я? Что имею?" (перепечатана из журнала "ОН" №1/1996) - автобиографична. От воссоздания в памяти основных этапов творческого пути автор переходит к теоретизированию на тему рок-журналистики (которую он называет "рок-райтерством"), и приходит к следующему выводу: "...то, что является глазам читателя в виде райт-рокерской статьи, смело можно рассматривать как еще одну форму-ответвление Рокенрола, а иногда и вовсе как новый литературный жанр. А собрание таких статей-произведений, соответствующих друг другу идейно и расположенных в неком логическом ряду, объединенных одним названием и обложкой, является ничем иным, как Единым Литературным Произведением и может быть приравнено к таким творениям, как "Мастер и Маргарита" и "Война и мир", а поэтому и рассмотрения требует соответствующего" (с. 5).
Во второй - "Растафара, Растафара, ты не вейся надо мной" Романов задается вопросом: что есть регги в нашем Отечестве? Удалось ли автору на него ответить - решать читателю.

"Адаптация к Смоленску" - статья лидера группы СЕРДЦЕ ДУРАКА Тимофея Яровикова, который (в составе другой группы - МОЛОДОСТЬ) ездил в Смоленск, где участвовал в совместном концерте с АДАПТАЦИЕЙ, организованном местными НБПшниками. Интервью Клайда Эрмана с Ерменом Анти под названием "Мы не набивались в иконы!", в котором лидер АДАПТАЦИИ еще раз подчеркивает свое нейтральное отношение к различным политическим силам.

Обращает на себя внимание топ лучших могилевских групп за 2002 год, представляющий мнения экспертов (Полина Гамаюн, Анджей Полянский, Виталий Шум, Клайд Эрман и Юрий Романов) и глас Народа. Лучшими были признаны, соответственно, АВАНГАРДШКОЛА и ОКРУГ СВОБОДНОГО ИСКУССТВА.

Рецензии: КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, МИФОРИЯ, N.R.M., АДАПТАЦИЯ, ЖЕЛЕЗНАЯ ЛОГИКА, БАНДА ЧЕТЫРЕХ, КОМИТЕТ ОХРАНЫ ТЕПЛА, ЗНАМЯ ЮНОСТИ, АВАНГАРДШКОЛА, ТРАНСМАШ; компиляция записей гомельских групп "Панки-лохи 2000", сборка "Mogilev rock 2002".

Для любителей философской поэзии (а другой и нет!) - поэма Тимофея Яровикова "Преступление и наказание" и подборка стихов Екатерины Рыльской.

И, наконец, немножко прозы: скрывающийся сразу под двумя псевдонимами - Джерри Гнойс и Чарльз Склепперсон - автор "Поганой повести", написанной по законам антиэстетики, предлагает свою версию рождения выдающегося композитора и скрипача Николло (так в источнике) Паганини.

Вестник представляет не только познавательный, но и чисто эстетический интерес. Настоятельно рекомендую всем, интересующимся андеграундом на территории нашего пост-Отечества.


Фото: Евгения АЛЕФИРЕНКО