Главная Блюз Рецензии Magic Sam "Black Magic" 1969

Magic Sam "Black Magic" 1969

E-mail Печать PDF
Музыковеды и американские блюзмены боготворят Меджика Сэма, у нас он не пользуется ни малейшим уважением. В анналы блюза Сэм вошел в качестве одного из революционеров чикагского шаффла наравне с Отисом Рашем и Бадди Гайем. В чём его революционность? Поставьте на проигрыватель «грейтест хитс» Мадди Вотерса, затем этот диск Сэма: таким электрический блюз был в Чикаго, а таким стал. Дистанция между ними заметного размера! «Старый» чикагский блюз превратился в так называемый West Side Sound. Обратите внимание, как законченно и по-новому Сэм сформировал каждую из 9 композиций (+ классический инструментал "San-Ho-Zan", что, кстати, означает исковерканное слово «Сан-Хосе»), как по-новому он подошел к аранжировкам. В сравнении с грубыми и неповоротливыми блюзами Мадди сэмовы выглядят настоящими утонченными аристократами. На фоне легких риффов, скрепленных саксофоном, парит сильный высокий голос Меджика. Таких вокалистов в жанре насчитывается не так много (почему вообще такой певец «застрял» в блюзе, считающемся среди чёрных музыкальным «гетто в гетто», а не сделал карьеру в госпел или соул – для меня загадка). Да и композиторов под стать Сэму в блюзе совсем не густо: шпарить однообразные шаффлы в разных темпах способен каждый второй негр, но сочинить МЕЛОДИЮ на его основе – единицы.
      Итожим. Пластинка демонстрирует выдающегося 1) композитора, интерпретатора «позднего» чикагского стиля; 2) певца; 3) а также целую коллекцию комфортных блюзов, причём данную коллекцию, без сомнения, следует причислить к самым почитаемым в жанре. Американские музыковеды ставят Сэма в один ряд с выдающимися реформаторами гитары (Би Би, Гай, Раш, Фредди). Боюсь, у современного слушателя "Black Magic" этот пункт может вызвать сомнения, поэтому скажем: в историческом смысле это так, однако на фоне сегодняшних достижений гитаризма смысл этого утверждения доступен преимущественно специалистам.
     При жизни Magic Sam вышло лишь два его лонгплея, включая этот, заключительный, и несколько сорокапяток.

      АК