Музыковеды и американские блюзмены боготворят Меджика Сэма, у нас он не
пользуется ни малейшим уважением. В анналы блюза Сэм вошел в качестве
одного из революционеров чикагского шаффла наравне с Отисом Рашем и Бадди
Гайем.
В чём его революционность? Поставьте на проигрыватель «грейтест
хитс» Мадди Вотерса, затем этот диск Сэма: таким электрический блюз был в
Чикаго, а таким стал. Дистанция между ними заметного размера! «Старый»
чикагский блюз превратился в так называемый West Side Sound. Обратите
внимание, как законченно и по-новому Сэм сформировал каждую из 9 композиций
(+ классический инструментал "San-Ho-Zan", что, кстати, означает
исковерканное слово «Сан-Хосе»), как по-новому он подошел к аранжировкам. В
сравнении с грубыми и неповоротливыми блюзами Мадди сэмовы выглядят
настоящими утонченными аристократами. На фоне легких риффов, скрепленных
саксофоном, парит сильный высокий голос Меджика. Таких вокалистов в жанре
насчитывается не так много (почему вообще такой певец «застрял» в блюзе,
считающемся среди чёрных музыкальным «гетто в гетто», а не сделал карьеру в
госпел или соул – для меня загадка). Да и композиторов под стать Сэму в
блюзе совсем не густо: шпарить однообразные шаффлы в разных темпах способен
каждый второй негр, но сочинить МЕЛОДИЮ на его основе – единицы.
Итожим. Пластинка демонстрирует
выдающегося 1) композитора, интерпретатора «позднего» чикагского стиля; 2)
певца; 3) а также целую коллекцию комфортных блюзов, причём данную
коллекцию, без сомнения, следует причислить к самым почитаемым в жанре.
Американские музыковеды ставят Сэма в один ряд с выдающимися реформаторами
гитары (Би Би, Гай, Раш, Фредди). Боюсь, у современного слушателя "Black
Magic" этот пункт может вызвать сомнения, поэтому скажем: в историческом
смысле это так, однако на фоне сегодняшних достижений гитаризма смысл этого
утверждения доступен преимущественно специалистам.
При жизни Magic Sam вышло лишь два его
лонгплея, включая этот, заключительный, и несколько сорокапяток.
АК