Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951). Высокоэрудированный музыкант, Николай Аносов немало сделал для становления советской симфонической культуры, воспитал целую плеяду дирижеров. Между тем сам он как дирижер формировался во многом самостоятельно — в процессе практической работы, которая началась в 1929 году. Официальное окончание им Московской консерватории относится лишь к 1943 году, когда его имя уже было хорошо известно и музыкантам и слушателям.
Первые шаги Аносова на музыкальном поприще связаны с Центральным радио. Здесь он работал первоначально в качестве пианиста-концертмейстера, а вскоре выступил как дирижер, поставив оперу Обёра «Бронзовый конь». Важным этапом творческой биографии Аносова было его сотрудничество с крупным мастером Г. Себастьяном в процессе подготовки концертных исполнений опер Моцарта («Дон-Жуан», «Свадьба Фигаро», «Похищение из сераля»).
Уже в тридцатые годы дирижер приступил к широкой концертной деятельности. В течение трех лет он возглавлял в Баку симфонический оркестр Азербайджанской ССР. В 1944 году Аносов стал доцентом Московской консерватории, с которой и связана его дальнейшая плодотворная педагогическая деятельность. Здесь он получил профессуру (1951), с 1949 по 1955 год заведовал кафедрой симфонического (затем оперно-симфонического) дирижирования. Среди его воспитанников — Г. Рождественский, Г. Дугашев, А. Жюрайтис и многие другие. Немало сил отдал Аносов и работе в консерваторской оперной студии (1946—1949). Здесь им были осуществлены постановки, принадлежащие к лучшим страницам в истории учебного театра — «Дон Жуан» Моцарта, «Евгений Онегин» Чайковского, «Проданная невеста» Сметаны.
После Великой Отечественной войны Аносов много концертировал, выступая с разными оркестрами. Ему довелось руководить Московским областным оркестром, одновременно он был постоянным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР. Аносов чрезвычайно легко находил общий язык с оркестрантами, высоко ценившими его эрудицию и талант. Он постоянно обогащал свои программы сочинениями разных эпох и стран.
Немало произведений зарубежной музыки было им исполнено на нашей концертной эстраде впервые. Сам артист однажды так определил свое творческое кредо в письме к И. Маркевичу: «Дирижер есть primus inter pares (первый среди равных. — Ред.) и становится таковым прежде всего благодаря своему таланту, кругозору, объему знаний и многим качествам, образующим то, что называется «сильной личностью». Это наиболее естественное положение вещей...»
Многогранной была и общественная деятельность Аносова. Он возглавлял музыкальную секцию Всесоюзного общества культурных связей с зарубежными странами, часто выступал в печати со статьями по вопросам дирижерского искусства, перевел несколько специальных книг с иностранных языков.
Лит.: Аносов Н. Практическое руководство по чтению симфонических партитур. М.—Л., 1951.
Л. Григорьев, Я. Платек