Мирча Басараб

21.02.2013 16:51
Печать
Мирча Басараб

Впервые советские слушатели познакомились с Мирчей Басарабом в конце 1950-х годов, во время гастролей в СССР Бухарестского симфонического оркестра имени Дж. Энеску. Тогда дирижер был еще молод и обладал небольшим стажем — он встал за пульт лишь в 1947 году. Правда, за его плечами были не только годы учебы в Бухарестской консерватории, но и немалый композиторский багаж и даже педагогическая работа в своей «альма матер», где он с 1954 года ведет оркестровый класс, и, наконец, написанная им брошюра «Инструменты симфонического оркестра».

Но так или иначе, а дарование молодого артиста ярко проявилось даже на фоне такого великолепного мастера, как тогдашний руководитель Бухарестского оркестра Дж. Джорджеску. Басараб провел в Москве содержательную программу, включавшую столь различные произведения, как Симфония Франка, «Пинии Рима» О. Респиги и сочинения его соотечественников — Первую сюиту Дж. Энеску, Концерт для оркестра П. Константинеску, «Танец» Т. Рогальского. Критики отмечали, что Басараб «чрезвычайно одаренный музыкант, наделенный пламенным темпераментом, способностью самозабвенно отдаваться своему искусству».

С тех пор Басараб прошел большой артистический путь, его талант окреп, возмужал, обогатился новыми красками. Басараб гастролировал за минувшие годы почти во всех европейских странах, участвовал в крупнейших музыкальных фестивалях, сотрудничал с лучшими солистами. Неоднократно выступал он и в нашей стране — как с советскими оркестрами, так и вторично с оркестром Бухарестской филармонии, главным дирижером которого стал в 1964 году. «Его исполнение,— как отмечает критик спустя десятилетие,— по-прежнему темпераментное, обрело масштабность, большую глубину».

Обладая богатым репертуаром, Басараб, как и раньше, уделяет большое внимание пропаганде сочинений своих соотечественников. Изредка он исполняет также собственные сочинения — Рапсодию, Симфонические вариации, Триптих, Дивертисмент, Симфониетту.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969