Михаил Ипполитов-Иванов (Mikhail Ippolitov-Ivanov)

06.02.2013 13:23
Печать

Ипполитов-Иванов. «Сумерки» (Иоаким Тартаков)

Михаил Ипполитов-Иванов (Mikhail Ippolitov-Ivanov)

Русский композитор, дирижер, педагог. Нар. арт. Республики (1922). В 1882 окончил Петерб. консерваторию, где учился у Н. А. Римского-Корсакова (композиция и инструментовка), Ю. И. Иогансена (гармония и полифония), И. О. Ферреро (контрабас), К. Ю. Давыдова (дирижирование). В 1879-80 посещал собрания «Могучей кучки». В 1882-93 жил в Тбилиси. Сыграл большую роль в развитии груз. муз. культуры, возглавляя отделение РМО и муз. школу, в которой преподавал теорию и историю музыки. Среди его учеников — З. П. Палиашвили и Д. А. Аракишвили. Дирижировал симф. концертами и (с 1884) оперными спектаклями. Вёл запись, обр. и исследование груз. нар. музыки. В 1895-1901 дирижёр Рус. хор. общества, в 1899-1906 — Моск. оперных театров Мамонтова и Зимина, с 1925- Большого театра. С 1922 пред. Всеросс. общества писателей и композиторов. С 1893 профессор, в 1905-18 директор, в 1919-22 ректор Моск. консерватории. Преподавал гармонию, инструментовку, композицию, вёл оперный класс. Среди учеников И.-И. — C. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, А. Б. Гольденвейзер, Ю. Д. Энгель, Ю. С. Сахновский. В 1924-25 ректор и профессор по классу композиции Грузинской консерватории (у него учились А. М. Баланчивадзе и др.). И.-И. внёс значит. вклад в строительство сов. муз. культуры. В своём творчестве он опирался на традиции рус. муз. классики (гл. обр. Н. А. Римского-Корсакова и отчасти П. И. Чайковского). Для произв. И.-И. характерны жанровое многообразие, простота, мелодич. распевность, эмоц. уравновешенность, светлые лирич. и эпически-повествоват. образы. Музыка композитора доходчива, в ней использованы темы нар. песен мн. народов и, в первую очередь, песни и танцы народов Кавказа и Ср. Азии. Популярность получили сюита для симф. оркестра «Кавказские эскизы», «Юбилейный марш», посв. К. Е. Ворошилову.

Соч.: оперы — На венок Пушкину (детская опера, 1881), Руфь (по А. К. Толстому, 1887, Тбилисский оперный театр), Азра (по мавританскому сказанию, 1890, там же), Ася (по И. С. Тургеневу, 1900, Моск. театр Солодовникова), Измена (1910, Оперный театр Зимина, Москва), Оле из Норланда (1916, Большой театр, Москва), Женитьба (2-4 действия к неоконч. опере М. П. Мусоргского, 1931, Радиотеатр, Москва), Последняя баррикада (1933); кантата Памяти Пушкина (ок. 1880); для орк — симфония (1907), Кавказские эскизы (1894), Иверия (1895), Тюркские фрагменты (1925), В степях Туркменистана (ок. 1932), Музыкальные картинки Узбекистана, Каталонская сюита (1934), симф. поэмы (1917 год, ок. 1919, Мцыри, 1924), увертюра Яр-Хмель, Симфоническое скерцо (1881), Армянская рапсодия (1895), Тюркский марш, Из песен Оссиана (1925), Эпизод из жизни Шуберта (1928), Юбилейный марш (посв. К. Е. Ворошилову, 1931); для балалайки с орк. — фантазия На посиделках (ок. 1931); камерно-инстр. ансамбли — фп. квартет (1893), струн. квартет (1896), 4 пьесы на арм. нар. темы для струн. квартета (1933), Вечер в Грузии (для арфы с квартетом дерев. дух. инструментов 1934); для фп. — 5 маленьких пьес (1900), 22 восточных мелодии (1934); для скр. и фп. соната (ок. 1880), Романтическая баллада; для влч. и фп. — Признание (ок. 1900); для хора с орк.- 5 характерных картинок (ок. 1900), Гимн труду (с симф. и дух. орк., 1934); свыше 100 романсов и песен для голоса и фп.; свыше 60 произв. для вок. ансамблей и хоров; музыка к пьесе «Ермак Тимофеевич» Гончарова ок. 1901); музыка к фильму «Карабугаз» (1934). Лит. соч.: Грузинская народная песня и ее современное состояние, «Артист», М., 1895, No 45 (имеется отдельный оттиск); Учение об аккордах, их построение и разрешение, М., 1897; 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях, М., 1934; Беседа о музыкальной реформе в Турции, «СМ», 1934, No 12; Несколько слов о школьном пении, «СМ», 1935, No 2.