Гидон Кремер (Gidon Kremer)

13.02.2013 11:13
Печать

Гидон Кремер (Gidon Kremer)

Родился в Риге 27 февраля 1947 года. Музыкой стал заниматься с 4-х лет, потом поступил в Рижскую музыкальную десятилетку им. Эмиля Дарзиня. В 1971 году Кремер окончил Московскую консерваторию по классу скрипки у Давида Ойстраха. Стал лауреатом конкурсов Королевы Елизаветы, им. Паганини в Генуе, им. Чайковского в Москве. В 1978 году уехал из СССР. С тех пор Гидона Кремера называют странствующим музыкантом. В 1981 году Кремер стал художественным руководителем ежегодного Фестиваля камерной музыки в Локкенхаузе, в Австрии.

В 1997-1998 годах он — художественный руководитель Фестиваля Иегуди Менухина в Гштаде (Швейцария). В 1996 г. создал молодёжный камерный гастрольный оркестр «Кремерата Балтика». Гидон Кремер — музыкант интеллектуального, экспериментаторского склада; с ранних лет тяготеет к исполнению современной музыки и сотрудничеству с композиторами своей эпохи. Он стал первым исполнителем ряда произведений Софьи Губайдулиной, Эдисона Денисова, Гии Канчели, Альфреда Шнитке и других, ему посвящены многие произведения современных композиторов. Гидон Кремер выступал в ансамбле с такими выдающимися музыкантами, как М.Аргерих, Г.Холлигер, Г.Шифф, Ю.Башмет, М.Майский и др. В последние годы его «репертуарными коньками» являются, с одной стороны, воскрешение наследия русского «авангардиста» первых десятилетий 20 века, впоследствии работавшего за рубежом, — Артура Лурье, а с другой — творчество знаменитого автора эстрадных аргентинских танго Астора Пьяццоллы. Не так давно Кремер и «Кремерата Балтика» записали оперетту Астора Пьяцоллы «Мария из Буэнос-Айреса». Кремеру всегда было тесно в рамках собственно скрипичного искусства — отсюда его тяготение к оригинальным программам, предполагающим соучастие в композиторском процессе, к дирижированию, а также к литературной деятельности.

Он автор книг «Осколки детства» (вышедшей на немецком языке в Германии) и «Обертоны» (также опубликованной впервые по-немецки в 1997 году). Соломон Волков назвал Кремера самой необычной фигурой современного музыкального мира. Долговязый, внешне нескладный, он перемещается по сцене во время исполнения на концертах, придавая им элементы театрализации, необычайной оригинальности и свежести. Сам Гидон называет себя трудоголиком. В настоящее время уделяет значительную часть своего времени репетициям и выступлениям с любимым именным детищем — оркестром «Камерата Балтики», который создал в честь своего пятидесятилетия, собрав 27 молодых музыкантов «с одухотворёнными лицами». Дочь Кремера Лика — популярная ведущая (вместе с Владимиром Молчановым) телепрограммы «Частная жизнь» на РТР «Планета». С матерью Лики Гидон познакомился в консерватории. Сразу после победы на конкурсе Чайковского он стал почти знаменитостью, а она просто была студенткой-пианисткой. Некоторое время молодые люди не только жили, но и играли вместе. Когда же родилась Лика, родители уже расстались. После победы на конкурсе Чайковского Гидону стали приходить приглашения с лучших площадок мира, однако власти боялись выпускать скрипача из страны. Доходило до настоящего фарса. Так, однажды работница Москонцерта, отвечая на очередной запрос, сказала, что Гидон попал в аварию и не сможет ехать на гастроли. Сам Кремер находился в этот момент рядом, всё слышал, но сделать ничего не мог. В то же время бежать, как многие музыканты, он не хотел. Он написал письмо в министерство культуры, где попросил разрешения на свободную работу за рубежом.

Это равнялось эмиграции. Однако политического убежища, как поступали тогда диссиденты, он не просил. У него часто спрашивают, на каком фирменном инструменте он играет. Гидон Кремер любит об этом рассказывать подробно и с обожанием. Долгое время — шестнадцать лет! — он играл на прекрасном инструменте Гварнери 1730 года выпуска. Сейчас у него новый инструмент — самый старый из тех, на которых ему когда-либо приходилось играть. Это инструмент учителя Страдивари Николо Амати, и сделан он — даже страшно подумать — в 1641 году! Сам Гидон говорит: «Я всегда знал, что инструменты Амати (именно Амати!) очень благородные; они хороши для камерной музыки, но то, что этот инструмент может играть концерт Шнитке, может «соперничать» с большим оркестром или звучать с той мощью, в которой нуждается даже «Чакона» Баха, это для меня удивительно. А ведь он сделан еще почти за сто лет, если точнее, то за восемьдесят до того, как была написана «Чакона».

Не раз знаменитый скрипач бывал и в Израиле. Во время одного из гастрольных дней отправившись в Иерусалим, Кремер побывал в мемориале «Яд ва-Шем». Увиденное там поразило музыканта, родители которого чудом успели бежать от нацистов и спастись. Но более всего его, сына евреев-выходцев из Германии, поразила знаменитая немецкая пунктуальность, о которой позже он написал в одной из своих книг: «Я обратил внимание на ничтожную подробность: для поездов, доставлявших миллионы людей в концентрационные лагеря, составлялись точнейшие расписания. Моменты отправления и прибытия были твердо установлены, — как это делается для обыкновенных поездов метро или электричек. Людей рассматривали как обычный груз. А для того, чтобы быть доставленными к месту уничтожения, жертвы должны были сами покупать билеты, — в точности такие же, какими мы пользуемся сегодня. За свои же рейхсмарки и рейхспфенниги.

Мученики. Птицы. Артисты. Время объединяет всех. Часто мы говорим: не хватает времени читать, слушать музыку, видеться с друзьями, ходить на выставки, просто побыть в покое и одиночестве. Мы забываем: единственное время, имеющееся в нашем распоряжении — время нашей жизни, если мы не позволяем ему утекать в пустоту. И независимо от того, используем мы его или нет, летит ли птица или застывает на фотографии, — время проходит. Возможность размышлять, мечтать, любить — неоценимы. Желание большего нередко суета и тщеславие. Погоня за громким успехом, сказочной роскошью, поиск более интенсивных взаимоотношений, идеального спутника жизни, совершенного инструмента, безукоризненной записи — всё это свидетельства наших амбиций, нашей нескромности. Обладая хорошим здоровьем, не думаешь о возможности его потерять, о том, что всему на свете поставлены пределы. Мысль о смерти должна была бы заставить нас не упускать время, ценить и подчинять его себе».

Леонид Школьник