Даниил Похитонов

E-mail Печать PDF

Народный артист РСФСР (1957). История Мариинского театра (Театра оперы и балета имени С. М. Кирова) неотделима от имени Похитонова. Более полувека трудился он в этой колыбели русского музыкального театра, будучи полноправным партнером крупнейших вокалистов. Похитонов пришел сюда после окончания Петербургской консерватории (1905), где его педагогами были А. Лядов, Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов. Начало было скромным — он получил в театре великолепную школу, работая сначала пианистом-концертмейстером, а затем хормейстером.

Обычный случай привел его за пульт Мариинского театра: заболел Ф. Блуменфельд, нужно было провести спектакль вместо него. Это произошло в 1909 году - дебютом стала «Снегурочка» Римского-Корсакова. На дирижерское будущее Похитонова благословил сам Направник. С каждым годом в репертуар артиста входили новые произведения. Основной удельный вес имела русская оперная классика: «Пиковая дама», «Дубровский», «Евгений Онегин», «Сказка о царе Салтане».

Важную роль в творческом становлении музыканта сыграло гастрольное выступление в Москве, где он продирижировал в 1912 году «Хованщиной» с участием Шаляпина. Гениальный певец был очень доволен работой дирижера и в дальнейшем с охотой пел в постановках, руководимых Похитоновым. Список «шаляпинских» спектаклей Похитонова весьма обширен: «Борис Годунов», «Псковитянка», «Русалка», «Юдифь», «Вражья сила», «Моцарт и Сальери», «Севильский цирюльник». Добавим еще, что Пюхитонов в качестве хормейстера принял участие в гастролях русской оперы в Париже и Лондоне (1913). Шаляпин пел здесь в «Борисе Годунове», «Хованщине» и «Псковитянке». Похитонов был партнером великого певца, когда фирма «Пишущий амур» сделала несколько записей Шаляпина.

К советам опытного концертмейстера и дирижера всегда внимательно прислушивались многие певцы, среди которых Л. Собинов, И. Ершов, И. Алчевский. И это понятно: Похитонов тонко разбирался в особенностях вокального искусства. Он чутко следил за каждым намерением солиста, предоставляя ему необходимую свободу творческих действий. Как замечают современники, он «умел умереть в певце» ради успеха спектакля в целом. Быть может, его интерпретаторским концепциям не хватало оригинальности или размаха, однако все спектакли проходили на высоком художественном уровне и отличались взыскательным вкусом. «Знаток своего дела, опытнейший профессионал, — пишет В. Богданов-Березовский, — Похитонов был безупречен в смысле точности воспроизведения партитуры. Но приверженность к традициям носила у него характер безоговорочного подчинения чужому авторитету».

Многими своими успехами Кировский театр обязан Похитонову. Кроме русских опер, он руководил конечно и спектаклями зарубежного репертуара. Уже в советское время Похитонов плодотворно работал и в Малом оперном театре (1918—1932), выступал с симфоническими концертами, преподавал в Ленинградской консерватории.

Лит.: Похитонов Д. И. «Из прошлого русской оперы». Л., 1949.

Л. Григорьев, Я. Платек