Guru Jazzmatazz, Vol. 4

E-mail Печать PDF

Jazzmatazz, Vol. 4

Хотя перечисление присутствующих тут артистов не так показательно для среднестатистического любителя хип-хопа, каждый из них привнес частичку своего мастерства, которое весьма аккуратно было сцементировано битами Solar

Guru - Jazzmatazz, Vol. 4: The Hip-Hop Jazz Messenger: Back To The Future

Проект Guru "Jazzmatazz", где хип-хоп встречается с джазом, соулом и фанком, стартовал в 1993 году. Выход его третьей части семь лет тому назад многими был воспринят весьма неоднозначно. Количество джаза на единицу времени в нем заметно сократилось, уступив место модным веяниям. Казалось, что проект сдулся. По доброй традиции, сложившейся благодаря предыдущим работам этой серии, в нем по-прежнему была уйма приглашенных гостей. Каждый раз это оказывались новые люди, и в тот раз большинство из них пришли из нео-соула и даже R&B. Как оказалось по прошествии времени, все оказалось не так печально, просто на контрасте с первыми двумя частями, это было слишком непривычно. Время лучший судья, и тот эксперимент, подточив уверенность в уместности первого слога в названии третьей части, все же доказал жизнеспособность. Многие вещи до сих пор приятно переслушивать. И люди начали интересоваться, а когда же будет новая серия?

Она значилась в планах, но как известно: человек предполагает, а Бог располагает. Вначале вышел очередной альбом GangStarr, затем дуэт разбежался на две соло-составляющие, напоследок пообещав когда-нибудь вернуться. После этого Guru нашел себе нового "домашнего" продюсера – Solar, и два года назад выпустил полностью им спродюсированный сольник. У публики ощущения были противоречивые - вроде и неплохо, но как-то "устало". Вроде огонек теплится, но пламя не полыхает. Поэтому известие о том, что именно Solar будет делать четвертый Джазматаз повесило в воздухе пугающий вопрос, а вытянет ли композитор нужный уровень музыки? Ведь джаз это открытое забрало, свободный полет музыкальной фантазии и смелый эксперимент подкрепленный виртуозным мастерством.

Как выяснилось, творческий коллектив с поставленной им партией и правительством задачей справился. Естественно, этот альбом не стал очередным откровением ни в музыке, ни в отдельно взятом стиле. Слишком много уже всего хорошего (и не очень) было создано. Однако с учетом длительного перерыва, прошедшего со времени третьей серии, сменилось целое поколение слушателей, которые привыкли к совершенно другому хип-хопу. Будь то мейнстрим, будь то глубокий андер. Кроме того, на этом Джазматазе сделана попытка собрать воедино опыт всех предыдущих, без перекосов в какую-то одну сторону и без погони за своим собственным хвостом.

Вы найдете тут как замечательных певцов и певиц, так и прожженных джазменов, самый старший из которых скоро разменяет восьмой десяток. Просто не поленитесь на досуге поизучать послужные списки собранных гостей. Лично меня порадовало присутствие пары умелых саксофонистов и вокалисток проектов Arrested Development и Soul II Soul (если вам попадался их трек "Back To Life", то вы понимаете о ком речь). Кто-то, напротив, будет рад встретить имя Bobby Valentino. Надо сказать молодой человек достойно вписался в тусовку умудренных опытом музыкальных деятелей – трек "International" оставляет самые положительные впечатления и, возможно, послужит мостиком для понимания между ими, нами, вами и теми.

Хотя перечисление присутствующих тут артистов не так показательно для среднестатистического любителя хип-хопа, каждый из них привнес частичку своего мастерства, которое весьма аккуратно было сцементировано битами Solar. Не обходилось и без музыкальных цитат из достаточно далеких отсюда времен. Тут проскакивал и брейкбит в стиле West Street Mob и даже весьма смелое, хотя и тщательно завуалированное переосмысление одной из знаменитейших джазовых тем "Хамелеон".

При всем этом музыка оказалась достаточно доходчивой и уверенно прокачивающей. Некоторые вокальные треки даже не совсем удобно причислять к нынешним ходовым понятиям, ибо с большой вероятностью это будет истолковано превратно. Хочется просто назвать их драйв-соулом с обязательной оговоркой, что драйв не имеет отношения к вождению авто. А вот к вождению яхты по трехбалльным волнам открытого моря это отнести можно.

Мы совсем забыли упомянуть о главном виновнике этого торжества настоящей музыки среди орды современных нотных вычисляторов. Guru, все куплеты, где появляется, исполняет в своем репертуаре – неторопливо и проникновенно, но веско, скрепляя слова в предложения словно степлером. Резюмируя хочется сказать, что долгожданное возвращение Джазматаза прошло успешно. Это не гарнир, это десерт, который нужно распробовать не спеша. И, как и в случае предыдущих его родственников, вне всякого сомнения ко многим из прозвучавших треков захочется вернуться еще не раз. В том числе и через годы.

Треклист:
    Cuz I'm Jazzy (feat. Slum Village)
    State Of Clarity (feat. Common and Bob James)
    Stand Up (Some Things'll Never Change) (feat. Damian Marley)
    Look To The Sun
    Connections (feat. Kem)
    Fine and Free (feat. Vivian Green)
    Wait On Me (feat. Raheem DeVaughn)
    International (feat. Bobby Valentino)
    This Is Art (feat. Ronnie Laws)
    Fly Magnetic (feat. Dionne Farris)
    The Jazz Style (feat. Omar)
    Follow The Signs (feat. Shelley Harland)
    Universal Struggle (feat. Brownman)
    Infinite (feat. Blackalicious)
    Kissed The World (feat. Caron Wheeler)
    Living Legend (feat. David Sanborn)

Обсудить