Главная Рок рецензии Валерий Посиделов - "Магия рок-музыки"

Валерий Посиделов - "Магия рок-музыки"

E-mail Печать PDF


''Магия рок-музыки''
Эта книга ценна уже тем, что являет собой взгляд изнутри - в отличие от большого количества рок-литературы, написанной сторонними наблюдателями. Автор книги - фигура, достаточно известная в андеграунде. Лидер рок-групп ДЕНЬ И ВЕЧЕР, ТАМ! НЕТ НИЧЕГО (Ростов-на-Дону), участник ряда других проектов, он 20 лет играл в "эту забавную игру" и, по его словам, продолжает до сих пор. Соавтором книги выступила жена Валерия Галина Пилипенко, редактор одного из наиболее серьёзных андеграундных рок-журналов "Ура! Бум-Бум". Странно, что её имя отсутствует на обложке книги - всё-таки ею выполнены почти все интервью, из которых книга состоит почти наполовину...

Как можно понять из названия, в книге делается попытка понять, чем же притягательна такая, в общем-то, несерьезная, во многом мифологизированная вещь, как рок-музыка. Впрочем, на первой же странице автор как бы подстраховывается, говоря: "Я просто хочу пригласить вас в забавное путешествие по погребам моей памяти, а заодно и сам попытаюсь разобраться, откуда и зачем дует этот ветер, иногда обласкивающий миллионы душ, но часто сметающий многих с лица земли смертельным ураганом".

Четкого и ясного ответа на вопрос, "откуда дует этот ветер", в книге при этом не содержится. Как нет и четкой связующей нити между главами. Воспоминания автора о рок-н-ролльной юности, желание донести до молодых рок-романтику 70-80-х годов соседствуют с отвлеченным (но интересным) философствованием, а попытки понять или объяснить феномен рок-н-ролла с экзотических точек зрения (например, через теории сатанизма или суфизма) разбавляются интервью с различными рок-звёздами и деятелями и рассказами о значимых именах донской рок-сцены.

Вопросы в этих интервью задаются не всегда по теме книги. Что вполне объяснимо - книга составлена как из архивных материалов, так и из статей, выходивших в свое время в журнале "Ура! Бум-Бум" Читать их от того, правда, не менее интересно - чего стоят, например, беседа с никому в те времена не известным Шурой Би-2 или разговор с Севой Новгородцевым, с которым автор книги встречался в Лондоне в 1994 году. Интервью неоднородны: от блестящей, захватывающей беседы с Юрием Наумовым, от по-домашнему тёплых, "кухонных" разговоров с Вадимом Степанцовым (БАХЫТ-КОМПОТ), Олегом Гаркушей, Леонидом Федоровым (АУКЦЫОН) и Евгением Федоровым (TEQUILLAJAZZZ), через отстраненно-"официальные" ответы Константина Кинчева, Александра Васильева (СПЛИН), Федора Чистякова (НОЛЬ), Ильи Лагутенко - до откровенно не получившихся разговоров с Жанной Агузаровой и Арменом Григоряном.

Но главное, что объединяет все эти материалы - статьи, интервью, размышления, - то, что авторы не пытаются разобраться в явлении с научных точек зрения, подвести под него какой-либо сухой, официальный базис и навесить очередные, никому не нужные ярлыки. Разговор ведётся простой и понятный, вполне человеческим языком. Вообще, всю книгу отличают теплота изложения и не столь даже энциклопедическое, сколь интуитивное, инстинктивное... даже не знание, а ощущение темы. И только после полного прочтения осознаёшь: а ведь это, наверное, и было главной задачей - передать не знание, а собственное ощущение рок-музыки. Отсюда и отсутствие четкой связи между главами, отсюда и постоянные уходы от темы. Но, прочитав книгу, понимаешь: задача выполнена, общая картина возникает перед глазами. Её сложно увидеть отчетливо, но можно почувствовать, и, таким образом, становится понятно: ответ на вопрос, поставленный в названии, не в какой-то формуле, а во всем содержании книги.

Финал книги - роскошная, на мой взгляд, статья "Третья жировая война", отвечающая если и не на все, то на многие вопросы о смысле существования андеграунда в эпоху отсутствия тотальных запретов на рок-музыку. Статья, самодостаточная сама по себе, в чём-то не бесспорная, но являющаяся явным украшением книги. Книги, которая, в свою очередь - столь же явное украшение любой рок-библиотеки.

Очень рекомендую всем.