Главная Рок рецензии УМКА И БРОНЕВИЧОК - "На Студии АнТроп"

УМКА И БРОНЕВИЧОК - "На Студии АнТроп"

E-mail Печать PDF


УМКА И БРОНЕВИЧОК - ''На Студии АнТроп''
Диск невозможно прокрутить назад

К сожалению, я не имею чести лично знать господина Тропилло. Поэтому я очень благодарен Умке за предоставленную этим альбомом возможность выразить ему глубокий респект. Не только за былые неоспоримые заслуги, но и за помощь, которую он оказывает безвозмездно (т. е. даром) современным неформатным исполнителям, таким как ВОРОН КУТХА или Умка.

Анна Герасимова (она же Умка) взвалила на свои плечи обязанность быть знаменем российских хиппи. Без нее, боюсь, "дети цветов" заметно пожухли бы. Большинство из них, на мой взгляд, слишком сильно стремится приспособиться к современным условиям жизни, успешно применяя на практике тактику двойных стандартов. Например, когда они ругают рекламу за "эксплуатацию женского тела" для привлечения внимания целевой и нецелевой аудитории, их праведный гнев кажется вполне оправданным. Но потом, когда они выходят на автостраду стопить машины, они сами прячутся, а действовать предоставляют девушкам помоложе и покрасивше. Разве это не то же самое?! И кто бы осудил их за то, что днем они переодеваются в маскарадные костюмы офис-менеджеров? Никто, если бы не было в их рядах таких людей, как Умка, ежеминутно доказывающих своей жизнью, что можно жить по принципам хиппи - а значит, они не зомби, они живые! И, слава богу, "им пока слабо заставить всех играть в свое лото"!

На этом мы, пожалуй, оставим непрошеный пафос и плавно, "без напряжения" отдадимся течению альбома. Блюзы, буги-вуги, рок-н-роллы и реггей. Максимум цвета! Искрометные шутки, запоминающиеся цитаты. Все на полную катушку, без остатка! Несколько песен альбома напрямую отсылают нас к древнекитайскому трактату Лао Цзы "Дао де цзин". Когда-то им сильно увлекался молодой Гребенщиков:

Встань у реки, смотри, как течет река.
Ее не поймать ни в сеть, ни рукой.
Она безымянна, ведь имя есть лишь у ее берегов.
Забудь свое имя и стань рекой.


Но где теперь Гребенщиков, а где мы?! Призрак того Гребенщикова постоянно витает над альбомом, как тень отца Гамлета, и просит отомстить за себя. А Умка не мстит, она просто делает то, что должна делать: остается собой. Апогеем этой верности идеям раннего советского рок-н-ролла становится песня "Я Ненавижу Девочек". У этой реки, похоже, два мощных притока: "Козлы" Гребенщикова и "Ты Дрянь" Майка Науменко.

Умка:
Они хотят моих друзей,
Они вообще всего хотят!
(выделено мной - Максилла)


Майк:
Ты спишь с моим басистом, ты играешь в бридж с его женой,
Я все прощу ему, но скажи, что мне делать с тобой?!


О, я знаю, о чем ты, Аня! И ловлю себя на мысли, что хочется взять в руки гитару, сыграть этот рок-н-ролл и подпеть: "Я ненавижу девочек"! Но надо держаться, я ж, вроде, из "другого лагеря"! Я по призыву природы обязан их любить! Даже таких, со всеми их недостатками! Я лучше найду другую песню, чтобы подпеть. Благо выбор, предоставленный Умкой на этом альбоме, очень богат. Вообще, как мне представляется, величие (не побоюсь этого слова!) Умки во многом заключается в гениальной простоте аккордов (при этом гармонии могут быть сложными).

Музыкант может знать всего четыре аккорда...

И каждый может взять в руки гитару, и долго подбирать аккорды ему не придется. Главное - "сигарета в руке"! По большинству песен Умки можно учиться играть на гитаре, как мы когда-то учились на песнях МАШИНЫ ВРЕМЕНИ. Но у МВ аккорды порой бывали очень навороченными. Просто "такой выбор дало нам время"! Еще такой простотой аккордов владел Цой, что не в последнюю очередь и обеспечило ему бессмертие: в каждом дворе молодая шпана, во времена Цоя усердно строившая куличики в песочницах, под пиво или портвейн покоряет сердца новых восьмиклассниц тем, что играет "Звезду По Имени Солнце" на раздолбанной и расстроенной гитаре. Когда же у Умки получается такая же гениальная простота в текстах, как и в музыке, и строчки врезаются в память с первого прослушивания, из-под ее струн выходят подлинные шедевры. За долгую жизнь в музыке у нее их набралось немало. И в этом альбоме, состоящем из старых, проверенных временем и концертами песен, таковых много. Правда, мне лично несколько обидно, что в одной из моих любимых песен "Посмотри На Себя", где есть такая строчка:

Я знаю, каждая собака носит ветер внутри...

предпочтение было отдано завывающим гитарам против лая-воя самой Умки, который мне так нравился на ее концертах. Т. е. он есть, но гораздо более тихий и менее выразительный. Кстати, в этой песне можно расслышать аллюзию на тандем Блок-Есенин. Для будущих аспирантов литературных институтов поясню:

Блок: "Аптека, улица, фонарь";
Есенин: "В переулке каждая собака
Знает мою легкую походку..."
Умка: "Собака лает, ветер носит и желты фонари".

Не знаю, каким тиражом издана эта пластинка, но готов поспорить, что она будет еще не раз переиздана тиражом гораздо большим. Что для этого надо? Даже заикаться об этом не хочу! У каждого, кто интересуется музыкой, этот диск в фонотеке быть просто обязан! Даже несмотря на некую фривольность некоторых текстов, легко могу представить их в школьной программе.

На вкладыше значится "ATR 04180". Похоже, это порядковый номер записи на студии Андрея Тропилло. На обложке - стадии становления отечественной подпольной звукозаписи: пластинки, кустарно нарезанные на рентгеновских снимках (когда-то в прошлой жизни это называлось "на ребрах"), катушечный магнитофон (какой-нибудь "Маяк"), на который, вероятно, Тропилло записывал первые альбомы АКВАРИУМА и КИНО, и горы изведенной впустую магнитной пленки. Теперь студия "АнТроп" оборудована западной высококачественной техникой и компьютерами (фото на вкладыше). Хозяин же студии продолжает записывать качественную русскую неформатную музыку. Его тоже не так легко заставить "играть в свое лото" дельцам шоу-бизнеса.

На диске присутствует ныне модная фишка - "скрытый трек", довольно, на мой взгляд, удачно используемая многими русскими группами. Это может быть какая-нибудь незапланированная песня или просто фрагмент рабочего материала. В случае с Умкой этим скрытым треком стал диалог Тропилло, в привычном для него образе Карабаса-Барабаса, с музыкантами, где он ими как бы понукает. Это особенно смешно выглядит после песни "Подгибаются Ноги/Музыкант", где постулируется следующее:

Музыкант всегда держит голову гордо,
Потому что музыкант никому ничего не должен.


Я вообще удивляюсь, почему наши киношники не предложат Тропилло роль какого-нибудь зловещего моджахеда или даже самого Бен Ладена. Много грима не понадобится! Кто заплатит за идею?

Музыканты БРОНЕВИЧКА быстро находят общий язык с Карабасом. Они переводят стрелки на Умку: "Пусть она сама поет". Странным образом эта шутливая фраза оказалась пророческой. По довольно грустным обстоятельствам следующий альбом Умка записала в декабре 2004 года одна. Альбом называется "20 лет Спустя Рукава". Но о нем в следующий раз. А пока давайте пожелаем скорейшего выздоровления Боре Маркову, барабанщику БРОНЕВИЧКА.