АКВАРИУМ - "Песни Рыбака"

15.02.2013 20:26
Печать


АКВАРИУМ - ''Песни Рыбака''
Песни о рыбаке энд рыбке

На протяжении всей своей заслуживающей уважения жизни в музыке у БГ всегда была одна идея фикс, которую он время от времени высказывал в своих интервью: “умение писать песни”. Если раньше он искал это умение у древних бардов, таких как Талесин, например (чье “умение” было крепко замешано на магии и так называемом “меде поэзии”, чудодейственном напитке чародейки Каридвены, содержавшим в себе все искусство бардов, который Талесин случайно испробовал в юном возрасте), то теперь “умение писать песни” для БГ, похоже, стало по большей части ремеслом. В начале 80-х БГ написал одноименную знаменитой поэме Талесина песню “Кад Годдо” ("Битва Деревьев"). Песня вошла в классический альбом АКВАРИУМА “Дети Декабря”. Уже в 90-х годах на страницах модного глянцевого журнала один скандально-известный журналист заявил, что может писать такие песни, как пишет БГ, за пять минут левой рукой. В доказательство он привел несколько строчек, которые смешно было даже сравнивать со стихами БГ.

В 2003 году, когда БГ уже “сам себе суфий и сам себе йог” (очень напрашивается другая рифма), вышел номерной альбом АКВАРИУМА “Песни Рыбака”. Больше всего в нем неприятно удивляет именно слабый уровень текстов. Такое впечатление, что их действительно писал тот журналист, пролетая “вокруг граната за пять минут до пробуждения”. Например:

Если хочешь, ты меня полюби.
Просто так или с USB.
И, может быть, мы сразу друг друга поймем,
Если у нас один и тот же разъем.


По-моему, это очень плохо, небрежно и некрасиво. По-видимому, 50-летний БГ (в ноябре 50-летие отмечалось в Кремлевском дворце, каково?!) очень силится нравиться молодежи и поэтому употребляет много жаргонных и компьютерных терминов. Употребляет порой коряво. Как в моем примере - если у вас один и тот же разъем, значит, вы голубые. Поздравляю! Или:

… Все те, кто знал тебя раньше,
Их можно вбить на один CD-ROM.


“Вбить…”! Да и какую ценность имеет вся эта фраза?! Она ничего не говорит вообще: много их было или мало? Если ее просто выбросить, ничего не изменится. Только будет на одну фразу, корябающую слух, меньше! Или вот:

… Авель попал на мобильную связь

И что? Что здесь сказано? Что Авели и сейчас живут среди нас?! Тогда это выстрел "Авроры" по воробьям к 300-летию Санкт-Петербурга…

Конечно, не обошлось без Де Ниро и Бен Ладена. Куда ж без него нынче?! Очевидно, БГ идет по проторенной Андреем Вознесенским дорожке. К сожалению, самого Вознесенского в последнее время заносит во все мыслимые и немыслимые кюветы. Да только кто ж позволит себе такое сказать?! И Вознесенский, и БГ нынче живые классики и легенды, можно сказать, священные коровы современной литературы. Так и есть, только все это “за прошлые заслуги”. Можно даже учредить такую премию. Среди множества елейных тусовок-междусобойчиков она, я думаю, пройдет на ура.

Среди банальных истин и популярной интерпретации восточной мудрости (видимо, для людей, не умеющих читать) попадается и попытка БГ оправдаться за низкий уровень текстов. Попытка довольно агрессивная:

“Любая весть изначально благая,
Просто ты к этому еще не привык.
Если не нравится, как я излагаю,
Купи себе у бога копирайт на русский язык.


Эта сентенция вызывает лишь нервное и недоуменное подергивание плечами. Да, не нравится. Вот песня “Морской Конек”:

Ты сидишь на месте, но ты летишь со всех ног…

“Летишь”, мой бог, “со всех ног”! И откуда, в пень, у морского конька ноги?! И таких ляпов очень много. Обидно!

Относительными удачами альбома можно считать песни “Человек Из Кемерово” и “Зимняя Роза”. Хотя, опять же, коронная “загадочность” первой песни идет 50-летнему автору “как Соеву пенсне” (см. к/ф “Покровские ворота”). На кэтч-фразы (потенциальные афоризмы), которыми всегда изобиловали песни БГ, на мой взгляд, могут претендовать лишь две:

Ответь, Нижневартовск, и Харьков, ответь,
Давно-ль по-китайски вы начали петь…;

…Но ежели к тебе подойдет Люцифер,
Скажи, что Коля просил передать привет.


Маловато, пожалуй.

Также к плюсам альбома надо отнести очень хорошие и интересные аранжировки песен, сыгранные очень добротно музыкантами АКВАРИУМА. “Саунд АКВАРИУМА - это то, что мне бесконечно скучно”, - говорит БГ. Но именно этот саунд со всеми экзотичными восточными музыкальными инструментами хоть как-то оправдывает выход этого альбома. Забавно звучат звуки улицы в начале, навевают приятные ассоциации с “Синим Альбомом”. Только вот все вместе напоминает пирог без начинки, а ведь именно начинку в первую очередь мы ждем от БГ, разве нет?

Альбом этот получился особенным еще и вот почему. Это первая пластинка АКВАРИУМА, после которой не хочется взять в руки гитару и спеть хотя бы одну песню с него. На мой взгляд, это очень тревожный сигнал. Но БГ на то и БГ, рано или поздно он, как птица Феникс, в очередной раз восстанет из пепла. Мы любим и верим в него.