Главная Рок рецензии "Гражданская Оборона. Трибьют. Часть 2"

"Гражданская Оборона. Трибьют. Часть 2"

E-mail Печать PDF


''Гражданская Оборона. Трибьют. Часть 2''
Говорят, грядет еще третья часть - и это не считая самодельного "Контр-Трибьюта" и его вероятных продолжений. Впору создавать общество защиты Летова от потребителей, потому как большая часть интерпретаций его творчества смахивает уже не на tribute (что есть "дань уважения и любви"), а на форменное глумление. А глум глуму, однако, рознь, и даже учитывая, что сам Игорь Федорович порой заходил в экспериментах с музыкальным наследием эпохи в достаточно рискованные и сомнительные области, да и чувством юмора никогда не был обделен, стоит помнить: что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку. Как ни относиться к Летову, но уж в таланте, мелодическом даре, голосе и энергетике ему никак не отказать. А вот большинству его перепевщиков - отказать. После чего развернуть к лесу передом и задать нужное ускорение хорошим пинком, чтоб в глуши и уединении хорошенько подумали, стоит ли им когда-либо и куда-либо еще соваться.

К сожалению, в число певцов и коллективов, чьи версии Летовских песен описываются фразой "ну, не шмогла я!", вошли не только выскочки, главной целью коих, как представляется, было примазаться к чужой славе, но и музыканты, которые как раз могли выдать на-гора нечто грандиозное или, по меньшей мере, любопытное - сообразно их личным достижениям на ниве рока и ролла. Первых даже перечислять нет смысла, а вот вторые... При всей моей симпатии к этим артистам, печально слышать неуместный стеб в "Непонятной Песенке" у ВЫХОДА и драматургическую несостоятельность "Офелии" у Ольги Арефьевой. При моей же антипатии к КИШ - все-таки хотелось от них не кривляния, а чего-то более адекватного изначальному посылу песни "Насрать На Мое Лицо". Да и от Летова-старшего можно было ожидать не кавера на дембельский "Новогодний Тост", который и в "Солдатском Сне"-то лишь на Егоровской харизме и держался - или хотя бы кавера не такого пошлого...

Вообще возникает ощущение, что почти все участники проекта дружно взялись за песни Летова с заранее согласованной целью превратить их в некую среднестатистическую форматную веселуху. Занятие априори малоосмысленное, но если в случае с "Зоопарком" оно (с большой долей условности) оправдано по формальным признакам, то зачем было так неумно издеваться над "Все Идет По Плану" или "У Вас На Глазах"? Продавать ли право первородства за чечевичную похлебку, каждый решает сам, но в любом случае не стоит делать это публично.

В контексте вышесказанного некоторый интерес вызывают те немногие, кто взял на себя труд осмыслить исходный материал или, как минимум, интересно его подать. "Система" от МОНТИ ПАЙТОН хотя бы энергична (пусть неглубока), "В каждом Доме" от ОСКОЛКОВ СНА хотя бы имеет фишку (пусть только в припеве), "Хороший Автобус" от КАБРИОЛЕТА ЛЕСНИЧЕГО хотя бы оригинален (пусть сэмпл Летова - фактически всё, что осталось тут от подлинника), "Красный Смех" от ЛИФТА с Яником хотя бы очень красив (пусть это не вяжется со смыслом песни), а "Пошли Вы Все На Хуй!" от МАШНИНБЭНДА хотя бы адекватно злобна (пусть только в вокальной части). Немного, но все-таки.

Бальзам же на раны пролит посредством лишь трех кавер-версий, которые имеют притом и самостоятельную художественную ценность, что тем более хорошо. Это, во-первых, "Система" в исполнении Ника Рок-н-Ролла - филигранная студийная работа, а заодно тот нечастый случай, когда глобальная переработка песни "под себя" не только ее не портит, но поворачивает новыми гранями, жутковатыми не менее, чем "Евангелие От Егора" у Юлии Теуниковой - монотонная, отчаянная, безнадежная жалоба-молитва, очень личностная, но отсылающая к оригиналу, не соперничающая, но глубоко уважительная: "я" интерпретатора органично складывается с "я" автора. Третий по-настоящему удачный кавер стал сюрпризом: "Все Как У Людей" ANIMAL ДЖАZ. Вот уж, казалось бы, парадоксальный выбор и песни, и группы, но рефрен спет просто-таки с Янкиным накалом, что само по себе удивительно и неожиданно. И здорово. Даже пригранжованная аранжировка совершенно уместна и не вызывает никаких посторонних ассоциаций. Мои аплодисменты.

А в общем, по окончании сего CD остро захотелось переслушать всего раннего Летова в подлиннике. И это даже не резюме. Это диагноз.

Опубликовано: журнал FUZZ №5-6/2003