Главная Рок рецензии "Ситка Пит 2011-04" (КАЛАЧИКОМ РЯДОМ, БЕН ГАНН, Евгений Введенский, ВЕТЕР ВСЕМ, САТИСФАКЦИЯ, LILAC и др.)

"Ситка Пит 2011-04" (КАЛАЧИКОМ РЯДОМ, БЕН ГАНН, Евгений Введенский, ВЕТЕР ВСЕМ, САТИСФАКЦИЯ, LILAC и др.)

E-mail Печать PDF

Ну что я могу сказать, уважаемые и дорогие - силы человеческие не беспредельны. За апрель внимательным образом отслушано 96 авторских релизов с рутрекера, что в сумме составляет более чем 70 часов музыки - великолепной, хорошей, неважной, из рук вон плохой и чудовищно омерзительной. И это уже чересчур много, это число нужно ограничивать, чтобы в итоге не сбежать на необитаемый остров с полным исключением для себя любого вида музыки.

Почему это много? Расскажу, как я отбираю песни для сборника. Всё, что может быть потенциально отобрано, я скидываю в плейлист винампа, тщательным образом перемешиваю и потом слушаю подряд, стараясь, по мере возможности, даже не подглядывать, кто там играет. Делаю это, чтобы несколько повысить градус беспристрастности, чтобы музыка говорила за себя сама, а не чье-нибудь имя говорило за нее. Из каждых десяти песен я в плейлисте оставляю пять, которые мне понравились больше, остальные удаляю. Оставшееся опять перемешиваю, опять слушаю, опять оставляю половину. Таким образом, к тому моменту, когда у меня в плейлисте остается запланированных полтора часа для сборника, эти песни я успеваю послушать по пять-шесть раз, причем в разных состояниях лиричности или злобности. В итоге случайности исключаются и остаются только действительно лучшие, на мой взгляд, треки. Этот метод отбора любимого исключительно хорош, за исключением того, что занимает адское количество времени. Поэтому в дальнейшем количество прослушиваемого буду ограничивать: часов 60 в месяц - это максимум. У меня еще личная жизнь есть.

Хорошего было очень много, посему это первый сборник, где даже лучшим артистам я не смог уделить больше одной песни. К тому же, больший объем для промо-сборника нецелесообразен. Я это понял, когда искал по Сети подобные сборники, но, глядя на объем тройного CD или пятерного винила, в тихом ужасе отдергивал лапку от кнопки "скачать". Двойной LP - это максимум.

Апрель нынче - месяц Беларуси. Не в том смысле, что около нее сейчас творится что-то мутное (о чем я очень жалею и надеюсь, что всё обойдется), а в том, что в этой стране понимают толк в хорошей музыке. И раньше редкий "Ситка Пит" обходился без тамошних артистов, а нынче так и среди пяти лучших - трое оттуда. Да еще славный коллектив OPEN SPACE, который лишь чуточку до пятерки не дотянул. Что-то у них в почве, видимо, такое чертовщинное есть.


КАЛАЧИКОМ РЯДОМ - "Холода"
(с) КАЛАЧИКОМ РЯДОМ, 2011

КАЛАЧИКОМ РЯДОМ - ''Холода''
Наипревосходнейший состав апреля (с обязательным внесением в личный плейлист) - могилевская группа с уютным названием КАЛАЧИКОМ РЯДОМ. Правда, песни у них далеко не всегда так уютны, как название.

Редкий нынче момент - найти на наших бескрайних просторах коллектив с небанальной музыкой, и чтобы при этом ее еще можно было слушать. К сожалению, молох формата - будь то "Наше Радио", "Учитесь плавать", "Дискотека 80-х" или "Святой Патрик" - наслюнявливает и тщательно пережевывает начинающих музыкантов, парализуя их творческую волю. Где-то в глубинах мозжечков у них окапывается архиважнейшая идея: главное - соответствовать Движению. Оно понятно и оправдано - вместе проще. Большинство отбившихся от основных сил навеки пропадает в джунглях Безвестности или в чертогах Пустых Залов. Там выживают только сильнейшие из одиночек, и когда потом они выходят на торную дорогу - стойкие, покрытые шрамами бойцы - их тут же облепляют восторженные апологеты, сбиваются в новую группировку и идут дальше. Опять вместе, Движением.

Закон джунглей, чо.

КАЛАЧИКОМ РЯДОМ и есть такой герой-одиночка, неожиданно показавшийся в зарослях борщевика рядом с трактом. Глядишь на них и думаешь: а этим-то уже всё по плечу. Как будто это они все эти годы были где-то рядом, а не однообразные обитатели различных "Нашествий". Как будто это они поехали на "Евровидение" и получили там все голоса, какие можно, после чего несколько музыкальных пидорасов из сопредельных стран сменили ориентацию и основали прогрессив- и арт-рок-группы. В моей параллельной вселенной так оно примерно и происходит, ничего странного.

В Калачиках удивительным и счастливым образом сошлись те звезды, которые в будущем - охотно верю - сделают группу легендарной. Харизма, поэтический талант автора песен Никиты Емельянова, его же несомненные достоинства как вокалиста. Слаженная, гармоничная ансамблевая игра. Радующее ухо стилистическое богатство, где то отсвечивает прогрессив, то повисают призраки арт-рока, то сполохами выплывает фолк-рок; при этом ни в один стиль группа не скатывается, а это непросто. Отличный вкус в аранжировках, использование богатого количества славных инструментов: и альт, и флейта, и (ура-ура!) саксофон - и все это грамотно разложенное. А главное - песни живые, пульсирующие, обволакивающие, нервные, вкрадчивые, тоскливые, ироничные... разные, но едино живые.

Осознав невозможность проиллюстрировать творчество могилевцев одной лишь песней, категорически рекомендую вам прослушать весь альбом (изюм и изумруды). А в сборник вставлю самую, пожалуй, простую и ненавязчивую их песню, от которой моё суровое мужское сердце растаяло, как в детстве таяло от пломбира в стаканчике июньским вечером.

БЕН ГАНН - "Who Is Бах?"
(с) Navigator Records, 2011

БЕН ГАНН - ''Who Is Бах?''
Группа родом из Магнитогорска. Сейчас базируется в Москве. Не знаю, какой силы там, в Магнитогорске, аномалия, но произвела она на свет отменных пересмешников. То есть группа известна большей частью своими текстами, пропитанными солёным магнитным юмором. Вообще большинство таких проектов заканчивает плохо, потому что упирается либо в методичное, из года в год, желание смешить и смешить, что со временем может смертно задрать даже преданных поклонников, либо, напротив, в желание повзрослеть, наконец, и стать актуальными, что для задницы настоящего панка чревато множественными продольно-поперечными разрывами: пафос - газ взрывоопасный. В будущем проекта БГ (ой-ё!) у меня сомнений нет - этим панкам разрыв не грозит, ибо они настоящие.

БЕН ГАНН удачно избегают в текстах банальностей, в музыке - серости, а в общем восприятии жизни - унылой предсказуемости. Образы в песнях хлесткие, стопроцентно узнаваемые и местами просто гомеричные. По стилистике я бы даже не стал относить их к панк-року, ибо труъ-панка-то там и не очень много. Альтернативный рок - да не обидятся на меня музыканты за такое ужасное определение - весьма сочного вида. Местами, кстати, вызвали устойчивые ассоциации с мексиканскими чудовищами MOLOTOV. Всё вышесказанное, а также наличие, как минимум, трех безусловных хитов ("Моника", "Кувалдай" и "Дисконнект") не оставляют мне иного выбора, как включить БЕН ГАНН в число лучших релизов апреля. И пойти знакомиться с предыдущими альбомами коллектива, которые, как сказали некоторые почтенные люди, доставляют ничуть не меньше.

И вдогон - отдельный респект за незлоупотребление матами. Мат ведь материя тонкая, вроде ванильного сахара: кинешь в тесто ложку лишнюю - и печеньки будут не печеньки, а приторная дрянь.

Евгений Введенский - "Made In Belarus"
(с) Е. Введенский, 2011

Евгений Введенский - ''Made In Belarus''
Еще один замечательный белорусский релиз со странной судьбой.

Евгений Введенский, насколько я понял, личность в музыкальной жизни Минска достаточно известная: и играл в группе ЛОЯЛЬНЫЙ МУРАВЕЙ, и организовывал фестивали, и в музыкальной журналистике был. А потом вдруг неожиданно оказался в Либерии, где сейчас и работает - что-то там по туристической части. Вроде как безвозвратно. Альбом же, про который сегодня речь, он писал наездами в Минске последние три года. Стильный поп-рок, теплые песни с превосходными мелодиями и неброским, но уверенным вокалом - у меня в альбом осел в плеере и вылезать оттуда никак не хочет. Иногда даже музфрику с отмороженными ушами, вроде меня, хочется такой совершенной простоты, какую я нашел у Введенского.

Со слов самого музыканта, ответ на то, почему он оказался там, где оказался, содержится в альбоме. Я внимательно послушал его не один раз - и не нашел. Песни эти дышат такой любовью к родной стране, родному городу, что решительно невозможно поверить, как их можно покинуть. Поэтому я не сомневаюсь, что Евгений обязательно вернется. Ну и что, что не обещал - обещают только карлсоны...

ВЕТЕР ВСЕМ - "Колыбель"
(с) Bomba-Piter, 2010

ВЕТЕР ВСЕМ - ''Колыбель''
Вот наконец-то и дошли у меня руки приобщиться к творчеству ВЕТРА ВСЕМ, на что раньше (почему - не понимаю) времени не находилось. Вообще очень отрадно, что появляются сейчас коллективы, занимающиеся русской музыкой, и не ролевой мишурой или родноверским недоразумением, ну, вы понимаете... И появляются такие коллективы в количестве, достаточном для того, чтобы среди них взрастало уже что-нибудь по-настоящему здоровское.

Питерскую группу ВЕТЕР ВСЕМ (существующую, ЕМНИП, не так уж давно) отличает очень бережный подход к народным песням. Есть ощущение, что музыканты в процессе аранжировки постоянно помнили о том, что главное - эти песни не испортить. Дорожка очень тонкая, и пройти по ней, не падая в болото скучного повторения многажды сыгранного ранее, весьма сложно. У них - получилось.

Вы ведь, наверное, уже знаете, как я уважаю всякие неоднозначные новации в фолке, поэтому мои восхищения ВЕТРОМ ВСЕМ ценны матери истории вдвойне. Нету в их новом альбоме никаких чудовищной мощи экспериментов, никакой моднятины, никаких гоп-гоп-тру-ля-ля в стиле фолк-харш-ЕБМ (можно же помечтать?). Только строгий фолк-рок, хорошо и ладно сыгранный и очень хорошо записанный.

Качеству записи, кстати, отдельный и изумленный респект. Наглядная иллюстрация к тезису, что желание записаться по-бырому и на коленке нужно выжигать каленым железом. Диво как хороша вокалистка, своими мягкими интонациями напомнившая Инну Желанную. И, при всей этой строгости, немодности и опрятности, музыка нисколько не скучна. Трогают за душу эти песни, а это ли не признак того, что обращение к народной музыке здесь нисколько не зряшное. Нужны такие песни, нужны и - мне кажется - публика это понимает. У ВЕТРА ВСЕМ есть чувство меры и чувство красоты - нечастое сочетание. Можно же порадоваться, а?

САТИСФАКЦИЯ - "На Одном Дыхании"
(с) САТИСФАКЦИЯ, 2011

САТИСФАКЦИЯ - ''На Одном Дыхании''
Севастопольский коллектив САТИСФАКЦИЯ вот уже больше десяти лет существует в какой-то параллельной вселенной - узнал я о его существовании только сейчас. Хотя, по слухам, в Крыму он весьма популярен. Впрочем, я про Крым вообще мало знаю, кроме как что там УНДЕРВУД и "Массандра". Так что мне позволительно.

Судя по истории группы, ее состав регулярно меняется из-за того, что кто-нибудь уходит в море. Надолго. На месяцы и годы. А потом возвращается. У меня в голове такой режим работы не укладывается, но Севастополь - город морской и особенный, и люди там тоже особенные. И группы тоже.

Если и существует нечто под названием "русский рок" (в существовании такого стиля я до сих пор не уверен, хотя термин периодически употребляю), и если в этом русском роке есть коллектив, выдающий на гора потенциальные хиты, то это либо ЧАЙФ, либо САТИСФАКЦИЯ. И в тех и в других есть что-то от сохи, от дружеской компании падгетару, и песни о самом главном, но без, в данном случае, неуместно глупого пафоса (это вам не хард-рок), а так, чтобы душа развернулась, а потом опять свернулась.

Мне сложно оценить динамику развития группы, ибо ознакомился я только с последним альбомом, но вполне могу отвечать за свои слова. Тот русский рок, который я услышал у САТИСФАКЦИИ - это живая, общительная, задорная и, в то же время, лиричная музыка. И слушать ее, сидя за рулем в долгой дороге, и подпевать еще - самое милое дело.

ЗЫ: А еще у них есть кавер заунывного номера труъ-группы BURZUM, где от группы BURZUM вообще почти камня на камне не остается. Вот это, я понимаю, кавер. Уж поинтересней вышло, чем в авторской версии.

К черту лесной декаданс!

LILAC. - "Milk And Sour Cream"
(с) А. Жданова, 2010

LILAC. - ''Milk And Sour Cream''
Признаюсь честно - неравнодушен к поющим женщинам. Ясен перец, не ко всем, ряд музыкальных фемин вызывает у меня резкое, безудержное желание написать куда-нибудь - в Министерство Культуры, в Кровавую Гэбню, или, например, Боженьке с мольбами запретить им подходить к микрофону пожизненно. Но вот некоторые девушки своими голосовыми связками могут вводить меня в состояние, близкое то ли к нирване, то ли к счастливому ступору. Не могу вам объяснить, какое внутреннее ухо отвечает за такую реакцию. Может, и не ухо вовсе.

Это я так плавно подхожу к дебюту Ани Ждановой из Минска. Есть в ней та беззащитная женская харизма, которая может заставлять плавиться мужские стальные нервы, та, что может пронзить навылет, оставив потом недоумевающего, с некоей тоскливой осенней пустотой внутри; гамельнская флейта, увлекающая за собой черт знает куда. И опять-таки, логически я вам не обосную, как всё это получается. Слов у меня на это не хватает.

Так ведь и это еще не всё. Хороши песни, почти идеально подходящие этому голосу, мелодии, хоть и прохладные, но яркие и запоминающиеся. Хорош и ансамбль, своей слаженной, но неброской игрой не заслоняющий, но оттеняющий личность Ани (как, например, оттенял и ансамбль CRANBERRIES свою феерическую Долорес). Хороша, в конце концов, обложка, пусть мне тут кто-нибудь начнет возражать, что это не важно. Важно, важно.

И констатировать, что по музыке это то ли акустический инди, то ли тви-поп, то ли, как сказал коллега, музыка североамериканских кампусов, уже совершенно не обязательно. Поверьте, музыке это ничего не прибавит.


''Sitka Pete Serie 2011-04''
Обильное количество новых имен в сборнике.

Традиционно начну с электронщиков. Как и прошлый раз, настоятельно рекомендую обратить ваше внимание на лейбл "Tunguska". Люди с отменным вкусом собирают в своих релизах крайне интересных музыкантов, большинство имен которых мало кому чего скажут. Хотя и известные тоже бывают. Скажем, с одного из тунгускиных чиллаутных релизов в мой сборник попали прекраснейшие EXIT PROJECT с нью-эйджевым эпиком "Fly High". Другой альбом "Тунгуски", справедливо названный "Spring Bloom", представляет воздушная, прозрачная тема Макса Логинова. Инструментальный хип-хоп проекта EVIL MINDS хорош своей сухой подчеркнутой выразительностью, элементы фанка и абстракта ему чрезвычайно к лицу. Хотелось бы послушать, как автор будет работать с вокалистами. Волшебный трип-хоп JUZHIN подкупил теплой лаунжевой, даже несколько ло-файной атмосферой. Проект KIBERMUSIK таинственного Mr. Kiber порадовал весьма ритмичным и нестандартным брейк-битом (или биг-битом, что в данном контексте разница небольшая). Свежий биг-бит, мощно отдающий электропанком, представили ульяновские NARTRONIX, на подходе большой альбом, ждем. Первобытно космический трайбал индастриал от NA-HAG из Киева побудил без сомнений оставить альбом в фонотеке - очень необычной и притягательной вышла эта ритмичная, зловещая музыка. Электро-дабстеповый дебют товарища с неловким именем Shitty City (сменить бы) несколько неровен - наряду с некоторыми отменными номерами, достаточно и балласта, но на то он и дебют; в любом случае, потенциал налицо. Вот, кстати - он вроде бы из Липецка. Стоило мне причислить Липецк и Ульяновск к городам, где ничего не происходит, как музыка из этих городов неожиданно оказывается у меня в числе лучших. Про Балашиху, что ли, чего-нить написать, мне хоть там нос и разбили однажды, но я за эту колыбель цивилизаций всё равно переживаю.

Впрочем, не электроникой единой. Весьма милый реггей от уфимских ARCTIC RIDDIM понравился солнечной атмосферой и волнующим вокалом девушки Юлии. Проект ANTIVUAL - это, в общем-то, московская PLASTИКА, но почему-то под другим названием. Мне как-то сложно пометить его каким-то конкретным стилем: там и альтерн-рок, и пауэр-поп, и синти местами. Но вот что могу сказать точно, так это что "Рабы Рабов" - реально сильная песня. Сонный питерский Ifwe прямо дышит каким-то антиком: где-то психоделией конца 60-х, а где и колдвейвом 80-х. Минские OPEN SPACE представили отменнейший поп-инди-рок, напомнивший мне всяких интересных австралийцев из 80-х, а где-то и SIMPLE MINDS, что для меня прям во какой комплимент. А мелодически даже многих из помянутых австралийцев даже и превосходит. Жаль, что поют на английском. Крепкий, хотя и короткий релиз от питерских UNDERBIZ явил мне несколько потенциальных хитов. Играют они добротный, слаженный альтерн-рок с плотным звуком, с гармониями, уютно гнездящимися в 90-х - гранжеватость за последний год перестала быть нафталином и приобрела статус ривайвла. Кошка Сашка - имя, известное в менестрельско-ролевой среде и среди хиппи: для меня это обычно повод приготовиться к худшему, там такие единороги иногда начинают петь, что хочется уши свои съесть. Но Кошка Сашка оказалась очень даже слушабельным автором: искренние песни, исполненные девушкой, умеющей петь - всё это просто по форме, но, похоже, оно настоящее. Такие чувства вряд ли можно имитировать. Энергичный альтерн-рок с практически хард-роковым пафосом от воронежской группы ОБЕ-РЕК хорош как качеством записи, так и качеством исполнителей - особенно вокалиста. Еще один воронежец - тот, кто скрывается под названием Собачьи Души - представляет музыку уже совсем другого вида. Он называет это "неправильным рэпом", и - да! - если это и рэп, то категорически неправильный. Где-то скутерообразное техно, где автор начитывает чотко в ритме 4/4 (на рэп-вечерине за такое могут и порвать), где-то фортепианные пьесы, где используются более сложные ритмы чтения. Всё категорически неправильно, но, черт, что-то в этой авторской сверхидее есть. Певица Татьяна Зыкина, как выяснилось, уже достаточно известна, и одно время ее называли новой Земфирой даже (я, как всегда, всё пропустил). Не знаю, рада ли уж она такому сравнению, могу только взглянуть на новый альбом взглядом чистым и невинным, как у младенца. И мне понравилось. Это акустический лайв, далекий от всяких рокапопсов, к которым (есть такое подпольное мнение) пытались Татьяну принудить на "Реал Рекордс". Поёт Татьяна классно, песни пишет хорошие, хоть их женские мотивы не всегда мне доступны. В общем, рекомендовать могу без зазрения совести. Ну и, наконец, самарские альтернативщики ФЕЯ ДРАЖЕ с песней, которая должна была быть еще на февральском сборнике, но я в припадке какого-то сомнамбулического идиотизма включил туда песню с позапрошлогоднего альбома. Исправляюсь.

Трек-лист:

1. ANTIVUAL - "Рабы Рабов" (4:13)
Альбом "AV" (2011)
2. ARCTIC RIDDIM - "Сны" (3:03)
Альбом "In/Out Reggae" (2011)
3. EVIL MINDS - "Harlem Globetrotters" (3:45)
Альбом "Ulichnaya Muzika" (2011)
4. EXIT PROJECT - "Fly High" (4:50)
Альбом "Tunguska Chillout Grooves Vol.7" (2011)
5. Ifwe - "Солнце" (4:00)
Альбом "Red" (EP) (2011)
6. JUZHIN - "The Diamond" (5:12)
Альбом " Curious" (EP) (2011)
7. KIBERMUSIK - "They Again Here" (6:15)
Альбом "Subconsciuosness" (2011)
8. LILAC. - "Hair-Dresser's Dream" (4:00)
Альбом "Milk and Sour Cream" (EP) (2010)
9. Max Loginov - "Bye Bye" (2:47)
Альбом "Tunguska Artefacts: Spring Bloom" (2011)
10. NA-HAG - "Just Can't Sleep Sound" (5:28)
Альбом "Dreams Of A Sick Man" (2011)
11. NARTRONIX - "Anacoma" (5:46)
Альбом "Nartronix" (EP) (2011)
12. OPEN SPACE - "Beautiful" (3:00)
Альбом "Deal With Silence" (2009)
13. Shitty City - "Fucking Evil Pt.2" (2:57)
Альбом "Dubstep Agressor" (2011)
14. UNDERBIZ - "Пропущенный Звонок" (2:41)
Альбом " Я Взорвусь" (ЕР) (2011)
15. БЕН ГАНН - "Qвалдай" (2:33)
Альбом "Who Is Бах?" (2011)
16. ВЕТЕР ВСЕМ - "У Егорья" (5:22)
Альбом "Колыбель" (2010)
17. Евгений Введенский - "Кино" (3:55)
Альбом "Made In Belarus" (2011)
18. КАЛАЧИКОМ РЯДОМ - "Перчатки" (3:41)
Альбом "Холода" (2011)
19. Кошка Сашка - "Кузбасс" (2:29)
Альбом "КотЛета" (2011)
20. ОБЕ-РЕК - "Кто Сказал" (5:17)
Альбом "Присутствие" (2010)
21. САТИСФАКЦИЯ - "Лестницы Вниз" (2:46)
Альбом "На Одном Дыхании" (2010)
22. Собачьи Души - "Зеркало" (2:31)
Альбом "Одержимость" (2011)
23. Татьяна Зыкина - "Легкость" (3:34)
Альбом "Пиано-Весна (Live)" (2011)
24. ФЕЯ ДРАЖЕ - "Без Любви" (4:58)
Альбом "Danse de la Fée Dragée" (2011)

Обложку подарила Туулики, художник, за работами которой я давно уже тихо и с удовольствием подглядываю.

Скачать сборник


<< Предыдущая часть

Следующая часть >>