Главная Рок рецензии О нашем - о женском (МЕЛЬНИЦА, Арефьева и КОВЧЕГ, УМКА И БРОНЕВИК, Земфира)

О нашем - о женском (МЕЛЬНИЦА, Арефьева и КОВЧЕГ, УМКА И БРОНЕВИК, Земфира)

E-mail Печать PDF

К Международному женскому дню

Дорогие женщины, а также сочувствующие им прочие категории граждан! Глубоко осознавая значение неумолимо надвигающегося праздника, я решил не ограничиваться дежурными пожеланиями здоровья, счастья и прочих благ, а преподнести вам реальный подарок, причем созданный вами же самими. Готовился я загодя и собрал все самое стоящее и необходимое в хозяйстве, поэтому подарков у меня несколько - разного достоинства, калибра и прикладного значения. И начну я, пожалуй, с самого ценного. Кто у нас лучшие друзья девушек? Правильно - брильянты. С бриллианта и начнем.

МЕЛЬНИЦА - "Зов Крови"
(с) Navigator Records, 2006

МЕЛЬНИЦА - ''Зов Крови''
Счастлив сообщить вам, дамы и господа, что группа МЕЛЬНИЦА записала, наконец, альбом, который, я думаю, станет эталоном жанра, а может быть, и нескольких жанров. Расставлены все точки над "ё", даны ответы на все вопросы, возникавшие в процессе знакомства с предыдущими работами коллектива, главный из которых - перейдет ли МЕЛЬНИЦА на новый качественный уровень? Превратится ли тусовка единомышленников в настоящую, профессиональную рок-группу? Теперь однозначно можно сказать, что новая работа МЕЛЬНИЦЫ - не просто качественный скачок, а прыжок в высшую лигу русского рока. Уже неоднократно я наблюдал такую картину: если в музыкальном салоне звучит "Зов Крови", то обязательно кто-то из присутствующих потребует этот диск себе. Причем не какой-нибудь патлатый неформал (эти-то приобретают новую МЕЛЬНИЦУ "на автомате"), а вполне себе респектабельного вида гражданин. Это при том, что Хелависа сотоварищи ни на йоту не изменили себе в новом альбоме - никаких компромиссов и заигрываний с форматом, просто талантливая (а некоторые скажут "гениальная") и профессиональная работа. Этого-то профессионального лоска, легкости в подаче, гениальной простоты мелодий и безупречного баланса между элитарностью и народностью не хватало первым двум альбомам группы. В мировой рок-журналистике давно замечено, что именно третий альбом, как правило, становится моментом истины для исполнителя и болельщиков. Именно с этой вехи становится ясно, будет ли творчески состоятелен артист в дальнейшем или можно удалять его имя из списка "ожидаемых релизов".

Первый альбом МЕЛЬНИЦЫ "Дорогой Сна" (запись 2002 г.) был довольно неровной и шероховатой пробой пера. Однако именно неровности и шероховатости придавали ему неповторимое очарование, которого уже не наблюдалось в "Перевале" - втором релизе группы (2005 г., "CD-Land Records"). Попытка повысить качество музыкального и лирического материала привела к тому, что музыкально-поэтическая гармония нарушилась. Между сильной поэтической и набирающей мощь музыкальной составляющими пропала прочная связь в виде красивых и запоминающихся мелодий. Пластинка получилась довольно ровной, но без изюминки - пресноватой на вкус, хотя определенный прогресс был налицо. Предполагаю, что поиск идеального состава команды тогда был в самом разгаре. Состав, представший на альбоме "Зов Крови", весьма силен, существенно расширился и инструментальный арсенал. Саксофон, аккордеон и всякая духовая экзотика появились вместе с великолепным Сергеем Заславским. Особого шарма добавила кельтская арфа в руках самой ворожеи-предводительницы. Ритм-секция, практически отсутствовавшая в первом альбоме и комплексовавшая во втором, теперь оказалась окончательно "в своей тарелке" и задает порой совершенно рок-н-рольный драйв, не используя при этом никаких звуковых эффектов (А. Кожанов - Д. Фролов). Но самое главное приобретение МЕЛЬНИЦЫ - Алевтина Леонтьева, чей голос украсил лучшие вещи альбома ("Полнолуние", "Ворожи"). Особенно хорош плетеный узор голосов в песне "Сестра", возможно, самой сильной по эмоциональному напряжению в альбоме. Блестящая аранжировка в духе жесткого фьюжна заставляет вспомнить лучшие работы Инны Желанной. Вообще при прослушивании альбома вспоминаются то Ян Андерсон, то Жан-Люк Понти, то Марк Нопфлер. Очень неплохие ассоциации, я считаю. А вот ассоциации с КАЛИНОВЫМ МОСТОМ исчезли вместе с мужским вокалом. И это правильно! В целом учтены все ошибки предыдущих работ. И что особо радует, так это почти полный отказ от чуждого нам толкиенизма в пользу русского фолка. Честно говоря, трудно выделить лучшие треки диска, они все по-своему хороши - поток хитов не иссякает да самого финала. Ну, а в финале - определенный сюрприз в виде шикарной мейнстримовой "Ленты В Волосах". Эта песня способна украсить чей угодно репертуар.

Растущая популярность МЕЛЬНИЦЫ дает плоды в виде подражателей (вернее, подражательниц). Хорошо это или плохо? Не знаю - посмотрим. Больше МЕЛЬНИЦ хороших и разных? Ну, это мы уже проходили с Земфирой. А пока будем радоваться, что появляются амбициозные поэтессы с флейтами и гитарами в руках (например, группа ЦИКУТА). Вот только в стремлении догнать лидера им не хватает порой мудрости и чувства меры. При безусловном таланте - многовато вычурности и самолюбования. Это опытному преподавателю Наталье О'Шей (Николаевой-Хелависе) ясно, что для того, чтобы удержать внимание аудитории, не надобно быть "шибко умным" с одной стороны, и не опускаться до уровня толпы с другой. У высокой поэзии и поэзии песенной - разные законы, да и аудитория разная. Глядя на мир с высоты юношеского снобизма, так и останешься кумиром трех десятков высоколобых эстетов. Впрочем, каждый сам волен распоряжаться своим талантом, и решать, скольким людям подарить радость от встречи с прекрасным. Слава БГ, МЕЛЬНИЦА идет верным курсом, не уклоняясь ни в сторону "Нашего радио", ни в богемную витиеватость. Надеюсь, мы приобрели еще одну звезду первой величины на небосклоне русского (женского, фолк-, джаз-... нужное подчеркнуть) рока. С чем я вас и поздравляю!

Теперь перейдем к дарам менее крупным. Следующий подарок выглядит слегка поношенным, но это не беда. На фоне крайне унылого состояния дел в стане наших рокеров из обоймы мейджоров, глобальной графомании и музыкального дилетантства, новая работа Арефьевой - всегда подарок, даже если и без глянца.


Арефьева и КОВЧЕГ - "А и Б"
(с) Ольга Арефьева
(р) Отделение Выход, 2006


Арефьева и КОВЧЕГ - ''А и Б''
Когда твой любимый артист допускает откровенно слабую работу, то чувствуешь себя как-то неуютно. Стараешься не смотреть людям в глаза, как будто кто-то из них сейчас подойдет и скажет: "А ты говорил, мол, талантище... Не стыдно?" Говорил, но... не стыдно... В конце концов, понять, что твой кумир - не холодный недосягаемый гений, а вполне себе нормальный, грешный человек с ошибками, неудачами, заблуждениями - это тоже весьма полезный опыт. Это с гением (или с дураком) нельзя спорить, а с нормальным человеком можно, и пожурить его - тоже можно. Ну, так я пожурю.

Начнем с хороших новостей: обложка очень подходит альбому. Вот где гармония формы и содержания - грязновато-мутная картинка как нельзя лучше передает суть материала, находящегося внутри. В принципе, можно было бы ограничиться тем, что отметить почти полное отсутствие ярких, западающих в душу песен. И это было бы, по большому счету, верно. Но все не так просто. Мне кажется, что дело не столько в низком качестве песенного материала, а в том, как он подан. Набившие оскомину решения в аранжировках, абсолютно предсказуемые ходы и тембры... Звук - это вообще отдельная песня. Из него хочется выбить пыль и сдать в стирку. Если на "Кон-Тики" все это воспринималось как ностальгическая "фишка" (привет Тропилло), то теперь уже совершенно ясно - аккомпанирующий состав просто не может мыслить другими музыкальными категориями. Я, конечно, много на себя беру, но спрошу: "Может пора заменить музыкантов на других, не столь консервативно мыслящих?" Смею предположить, что молодые музыканты с более широким музыкальным кругозором вытянули бы материал. По крайней мере, сделали бы из заглавной песни настоящий хит, чего она и заслуживает. А может быть, просто не торопиться с реализацией очередного альбома, наполненного проходными полуфабрикатами? "Лучше меньше, да лучше". Пожалуй, лучше Ильича и не скажешь. Иначе мы получаем альбом, где все сыграно "на автомате", на чистом навыке. Ни грамма фантазии, ни крошки вдохновения. Подобный подход хорош для кабака, но не для рок-н-ролла.

Эту мысль косвенно подтверждает проект с названием ШАНСОН-КОВЧЕГ. Сам по себе альбом "Крутится-Вертится" (запись 2005 года) - вполне стильный и веселый. В нем достаточно и самоиронии и искренности. Но после прослушивания широко разрекламированного "возвращения в рок-н-ролл" (то есть "А и Б") начинаешь как-то по-иному воспринимать "шансонную" ипостась Арефьевой и КОВЧЕГА. А может, они все это всерьез??!!! Нет, конечно, не всерьез. И все наладится со временем. А вот уже за то, что с помощью Арефьевой широкие массы российских поклонников рок-культуры познакомились с творчеством Юлии Беломлинской, одной из интереснейших фигур в истории русского рока и культуры русской эмиграции, Ольге огромное спасибо.

Если ваше настроение было слегка подпорчено предыдущим подарком, то сейчас мы его поправим:


УМКА И БРОНЕВИК - "Ничего Страшного"
(с) Mym Records, 2006

УМКА И БРОНЕВИК - ''Ничего Страшного''
Модернизация названия группы привела в легкое замешательство. Возникли смутные догадки. Броня крепка и риффы наши жестки? Электричество? Тяжесть? С замиранием сердца ждем первых тактов. Дык... уфф... Ничего страшного - та же Умка и тот же БРОНЕВИЧОК, только свежеокрашенный и с игрушечным пулеметом на башне. От этого он стал еще более очарователен, тем более что к пулемету привязан воздушный шарик, а окраска местами имеет психоделическую палитру. Электричество и жесткость присутствуют, но при этом нет ничего натужного, как у некоторых. Все вполне гармонично, и только добавляет к любимому образу новые симпатичные черты. Слыхивали мы и более жесткие песни у БРОНЕВИЧКА ("Без Ноги", например). Радует стилистическая эклектика и ненавязчивые, изящные гитарные фенечки. Великолепные тексты, на первый взгляд стебовые и бесшабашные, на самом деле полны библейской мудрости, а порой просто космической глубины. БРОНЕВИК выдает драйв, ни единой нотой не заехав на территорию, где царит знакомый голос - то ехидный, то наивный, то отрешенный. Местами аккомпанемент и вовсе сходит на нет, но драйв чудесным образом не исчезает. И вроде бы люди тоже олдовые, и те же традиционные блюзы-реггеи-рок-н-роллы, а поди ж ты - свежо, светло и чисто (это опять камешек в огород КОВЧЕГА). Возможно, это лучшее, что они записали. Да еще и буклетик с текстами - пустячок вроде бы, а греет.

Без следующего персонажа мой подарок имел бы незавершенный вид. Это как "Голубой огонек" без Пугачевой и Киркорова.


Земфира - "Live"
(с) Real Records, 2006

Земфира - ''Live''
Поскольку времена, когда певица Z была "нашим всем", давно позади, абсолютная и бесспорная ценность данного релиза неочевидна. Если бы концертник появился лет пять назад, он, безусловно, был бы вещью, необходимой в каждом хозяйстве. Теперь же подобная продукция привлечет только истинных фанатов, которых, кстати, не так мало осталось. А ведь пластинка очень даже неплоха. Земфире уже не надо никому доказывать, что она прекрасно умеет работать на сцене. И музыкантов она подбирает крепких. И если кто-то не видел этого своими глазами, то видеозапись 2000 года c таким же точно названием "Live" - прекрасное тому доказательство. Есть некоторые моменты, которые существенно повышают ценность этого диска, но опять-таки, скорее, в глазах истинных поклонников. Прежде всего, это первый аудио-релиз живого выступления Земфиры. Во-вторых, вещи с последнего номерного альбома, где они звучат как-то вымученно, в живом исполнении явно выигрывают. Но есть один нюанс, который может свести на нет все аргументы в пользу приобретения диска. Что-то мне подсказывает, что музыкальные толстосумы, выжав всю возможную прибыль из аудио-версии, выкинут на рынок видео этого же концерта. Прием уже отработанный. И материала там будет больше, да и вообще смотреть и слушать, согласитесь, всегда приятнее, чем просто слушать. А зачем платить дважды за одно и то же?

И пара слов в заключение. Как вы, вероятно, уже догадались, в данный обзор попали самые интересные (с точки зрения автора) рок-релизы компаний-мейджоров, увидевшие свет в 2006 году, и имеющие самое непосредственное отношение к прекрасному полу. А то, что все они такие разные и по музыке, и по степени вашего к ним интереса, вселяет надежды, что не все потеряно для русского рок-н-ролла. Мужской рок в прошлом году почти не представил на суд массового слушателя хоть что-нибудь интересное (разве что АКВАРИУМ приятно удивил). Должен оговориться, что я не склонен считать "русским роком" украинские и белорусские команды, даже если они поют на "великом и могучем". Нет смысла уповать на релизы "независимых" лейблов, ибо их продукция доступна только в столицах, да и то не каждому по карману. Я это к тому, что отечественный рок в настоящий момент держится в основном на хрупких женских плечах. С чем я вас и поздравляю!