Джефферсон – первый в истории блюза хит-мейкер и вообще первый коммерчески
успешный артист в истории жанра. Его дискография известна,
систематизирована и представлена на пластинках с точностью стопроцентной,
ничто не утрачено (кстати, полная противоположность его биографии,
состоящей из одних «белых пятен»).
Компиляций песен этого куда более
внятного и приятного исполнителя, чем, скажем, легендарный Роберт Джонсон с
его чудовищным фальцетом, превеликое множество. Почему я рекомендую
любителям копнуть в глубину и выяснить истоки именно этот сборник?
Во-первых, он японский, что означает хоть и небольшое, но преимущество
пластинки перед другими по звуку, хотя какое может быть преимущество у
одной граммофонной пластинки перед другой? И все же… Во-вторых, именно эта
«первая часть» содержит главные песни Слепого Лимона. Если вы считаете себя
добросовестным коллекционером, то в вашем распоряжении должны быть как
минимум три его песни - Match Box Blues, That Black Snake Moan и, конечно,
ставшая стандартом заунывная See That My Grave Is Kept Clean. Неплохо бы
дополнить упомянутые номера и чем-нибудь из тюремной лирики, которую очень
любил Джефферсон, хотя сроков никогда не мотал и знал о зековских реалиях
лишь понаслышке. Такие песни тоже есть на данном диске. Наконец,
настоятельно рекомендую компиляцию, поскольку она снабжена текстами –
специальной вкладочкой. В делах блюзовых, в том числе, в таких
архисущественных, как тексты, японцы еще большие молодцы, наверное, чем
германцы. Так что если соберетесь обзавестись копией, к примеру,
обязательно настаивайте на том, чтобы вам сделали и копию текстов – без
слов эти песни для русского блюзмена на две трети бесполезны.
Хронологически компиляция охватывает период с дебютной записи в декабре
1925 по сентябрь 1929 года. Напоследок скажу, что из пластинки следует без
всяких разъяснений и напряжения слуха, без чего не обходится проникновение
в суть записей все того же Джонсона - Джефферсон великолепный гитарист с
чрезвычайно артикулированной, внятной техникой. В одном из номеров ему
аккомпанирует пианист Джордж Перкинс, в другом он устраивает нечто вроде
чечетки, демонстрируя на гитаре то, что играли на фортепьяно исполнители
регтайма.
АК 06.07.05