Событие, свершившееся в 1993-м году в чикагском клубе Legends, принадлежащем
Бадди Гаю, в общем, абсолютно ничего и не предвещало. Ну, прошёл в клубе
блюзовый концерт. Ну, отыграли программу из не самых малоизвестных песен
музыканты. И не просто блюзовый молодняк, а корифеи. Сам легендарный во всех
смыслах Бадди Гай и его товарищ и соратник по чикагским блюзовым битвам Джуниор
Уэллс. Отыграли и отыграли. Записали всё это дело и положили запись пылиться. На
самую верхнюю полку в дальнем углу. А дальше всё решило время. В 1998-м году, когда Джуниор Уэллс уже отошёл в мир иной, концертный акустический альбом этих и без того
небезызвестных мастеров блюзовых представлений был официально издан фирмой
"Silvertone Records" под многозначительным названием Last Time Around - Live At
Legens. И пусть никаких особых премий и знаков отличия этот концертник не заработал, он навсегда останется живым акустическим зеркалом уходящей на наших глазах в пространство печальной и радостной памяти блюзовой эпохи. Той, что продолжила открытия архаик-блюзменов, облачив их в электрические одежды и стартовав из послевоенного Чикаго в нынешнюю блюзовую всемирность. Той, что, неся в себе искренность и чистоту изначального блюза, сохранила его дух до наших "кислотных" времён. Той, что до сих пор заставляет десятки и сотни людей в разных концах мира снова и снова вслушиваться в волшебные 12 тактов и, как бы им не было плохо – чуть улыбаться.
Блюзовые братья
У Бадди Гая с Джуниором Уэллсом -
особые отношения и редкой степени индекс
взаимопонимания. Они часто играли вместе,
и великолепно подходили друг другу. В
своей электрической ипостаси они,
например, открывали выступление Мадди Уотэрса
на фестивале в Монтрё в 1974-м. И Бадди,
корчащий невероятные рожи, выжимающей
из
своей гитары все звуки, которые только прятались на её струнах, и Джуниор с
электрогармошкой, звучащей то как рёв
раненого слона, то как воробьиный шёпот –
были вместе и были на редкость колоритной
парой. И Пайнтоп Перкинс, улыбающийся
им
из-за своего фортепиано, и сам Мадди, с гордостью глядевший на них (как-
никак его питомцы) - знали это.
Блюз "живой" и "мёртвый"
Тогда же, в начале 80-х, наши
герои в Париже записали совместный акустический
альбом Alone and Acoustic. Многие
считают, что альбом не удался. Вряд ли это так. Он, безусловно, интересен
как опыт акустического музицирования, запечатлённый в студийных условиях, и
слушается если не отлично, то очень неплохо. Другое дело, что в студии
подлинную блюзовую атмосферу воспроизвести весьма непросто – но это беда
почти всех музыкантов. И у Стиви Рэя Воэна, и у Джонни Уинтера, и даже у
Мадди и Вулфа – концертные перформансы обладают неизмеримо большим
воздействием. Блюз –изначально живая музыка, и лучше слушать и играть его
вживую –вот аксиома блюзовой сцены. Для самого Бадди Гая неумение выдать в
студии свой фирменный концертный звук и экспрессивную энергийную волну
привело к тому, что до записи Damned Right, I've Got The Blues он был
практически неизвестен широкой публике, да и любители блюза были в
радостном полушоке от его концертных выступлений, и порою откровенно
недоумевали от его студийных работ. Так что Одинокие и Акустические явились
ещё одним доказательством старой истины о "блюзе
живьём".
Магия блюзовых посиделок
Именно это было с блеском
реализовано Бадди и Джуниором в 93-м. Клубная сцена,
откликающаяся на каждый жест публика,
отсутствие каких-то ни было ограничений,
связанных с исполнением, породило
совершенно удивительное звуковое
пространство. Бадди здесь – не изощрённый
виртуоз, а крепкий хозяин чуть
басовитой
акустики, расцвеченной скуповатыми сольными пальцевыми
путешествиями. Джуниор – пожалуй, главный
персонаж действа – не только вторит
эхом
своей гармоники гитарным фразам товарища и побратима, но и поёт, превращая
свою вокальную партию в роскошный
винегрет из шёпотов, криков, хрипов, гиканий,
щёлканья языком, подражанию голосам
зверей, птиц и ещё чёрти знает кого. С
самого начала и до самого конца – слушая
– почти реально попадаешь туда, внутрь
этого звука, в небольшой прокуренный зал,
где на блюз можно буквально вешать
топор.
Просто песни. Отчего же плакать?
И номера,
исполняемые коллегами Гаем и Уэллсом, подобраны на совесть. А впрочем
подобраны ли? Если судить по репликам
артистов, до этого концерта они не играли
вместе 6 или 7 лет. И когда Бадди
начинает играть знаменитую миссиссипскую
"хоровую" Still A Fool, он оборачивается
к товарищу по сцене: "Junior, listen,
listen!". И Джуниор – легко поддерживает
любимую ещё с юности вещь.
Вообще,
репертуар, мягко говоря, с сюрпризами. Где, интересно, вы ещё услышите
такого камерного Hoochi-Coochi Man? А Key
to The Highway? Hoodoo Man Blues, колдовской блюз, ставший хитом Уэллса ещё
в начале его карьеры, Seeds Of Reed - попурри-трибьют чикагскому
рассеянному хитмэйкеру Джимми Риду, That's All Right Артура Крадапа –
скромная песенка, с исполнения которой Элвисом начался рок-н-ролл и всё
последовавшее за ним безумие…Но венчает концерт, конечно, I've Been There.
Бадди печальным полушёпотом выпевает свою блюзовую жизнь, оглядываясь
назад, и уже не пряча набежавшие слёзы. Лайтнин Хопкинс и Джон Ли Хукер,
Мадди Уотэрс и Хаулин Вулф, первые собственные блюзовые опыты, отчаяние и
надежда, радость и свет, время и память – всё смешалось в негромкий
тоскливый голос, вскрикивающую после тишины гитару и птичьи трели
гармоники. Послушайте I've Been There. Если вы по-настоящему любите блюз –
вы поймёте старого Бадди. И Джуниора, уже отыгравшего свой последний
концерт. Live At
Legends.
Илья Верховский