Главная Блюз Рецензии Buddy Guy & Junior Wells "Last Time Around – Live At Legends" 1998

Buddy Guy & Junior Wells "Last Time Around – Live At Legends" 1998

E-mail Печать PDF
(mp3 2.8M , 3M)
     Событие, свершившееся в 1993-м году в чикагском клубе Legends, принадлежащем
     Бадди Гаю, в общем, абсолютно ничего и не предвещало. Ну, прошёл в клубе
     блюзовый концерт. Ну, отыграли программу из не самых малоизвестных песен
     музыканты. И не просто блюзовый молодняк, а корифеи. Сам легендарный во всех
     смыслах Бадди Гай и его товарищ и соратник по чикагским блюзовым битвам Джуниор
     Уэллс. Отыграли и отыграли. Записали всё это дело и положили запись пылиться. На
     самую верхнюю полку в дальнем углу. А дальше всё решило время. В 1998-м году, когда Джуниор Уэллс уже отошёл в мир иной, концертный акустический альбом этих и без того
     небезызвестных мастеров блюзовых представлений был официально издан фирмой
     "Silvertone Records" под многозначительным названием Last Time Around - Live At
     Legens. И пусть никаких особых премий и знаков отличия этот концертник не заработал, он навсегда останется живым акустическим зеркалом уходящей на наших глазах в пространство печальной и радостной памяти блюзовой эпохи. Той, что продолжила открытия архаик-блюзменов, облачив их в электрические одежды и стартовав из послевоенного Чикаго в нынешнюю блюзовую всемирность. Той, что, неся в себе искренность и чистоту изначального блюза, сохранила его дух до наших "кислотных" времён. Той, что до сих пор заставляет десятки и сотни людей в разных концах мира снова и снова вслушиваться в волшебные 12 тактов и, как бы им не было плохо – чуть улыбаться.
     
     Блюзовые братья

     У Бадди Гая с Джуниором Уэллсом - особые отношения и редкой степени индекс
     взаимопонимания. Они часто играли вместе, и великолепно подходили друг другу. В
     своей электрической ипостаси они, например, открывали выступление Мадди Уотэрса
     на фестивале в Монтрё в 1974-м. И Бадди, корчащий невероятные рожи, выжимающей
     из своей гитары все звуки, которые только прятались на её струнах, и Джуниор с
     электрогармошкой, звучащей то как рёв раненого слона, то как воробьиный шёпот –
     были вместе и были на редкость колоритной парой. И Пайнтоп Перкинс, улыбающийся
     им из-за своего фортепиано, и сам Мадди, с гордостью глядевший на них (как-
     никак его питомцы) - знали это.

     Блюз "живой" и "мёртвый"

     Тогда же, в начале 80-х, наши герои в Париже записали совместный акустический
     альбом Alone and Acoustic. Многие считают, что альбом не удался. Вряд ли это так. Он, безусловно, интересен как опыт акустического музицирования, запечатлённый в студийных условиях, и слушается если не отлично, то очень неплохо. Другое дело, что в студии подлинную блюзовую атмосферу воспроизвести весьма непросто – но это беда почти всех музыкантов. И у Стиви Рэя Воэна, и у Джонни Уинтера, и даже у Мадди и Вулфа – концертные перформансы обладают неизмеримо большим воздействием. Блюз –изначально живая музыка, и лучше слушать и играть его вживую –вот аксиома блюзовой сцены. Для самого Бадди Гая неумение выдать в студии свой фирменный концертный звук и экспрессивную энергийную волну привело к тому, что до записи Damned Right, I've Got The Blues он был практически неизвестен широкой публике, да и любители блюза были в радостном полушоке от его концертных выступлений, и порою откровенно недоумевали от его студийных работ. Так что Одинокие и Акустические явились ещё одним доказательством старой истины о "блюзе живьём".

     Магия блюзовых посиделок

     Именно это было с блеском реализовано Бадди и Джуниором в 93-м. Клубная сцена,
     откликающаяся на каждый жест публика, отсутствие каких-то ни было ограничений,
     связанных с исполнением, породило совершенно удивительное звуковое
     пространство. Бадди здесь – не изощрённый виртуоз, а крепкий хозяин чуть
     басовитой акустики, расцвеченной скуповатыми сольными пальцевыми
     путешествиями. Джуниор – пожалуй, главный персонаж действа – не только вторит
     эхом своей гармоники гитарным фразам товарища и побратима, но и поёт, превращая
     свою вокальную партию в роскошный винегрет из шёпотов, криков, хрипов, гиканий,
     щёлканья языком, подражанию голосам зверей, птиц и ещё чёрти знает кого. С
     самого начала и до самого конца – слушая – почти реально попадаешь туда, внутрь
     этого звука, в небольшой прокуренный зал, где на блюз можно буквально вешать
     топор.

     Просто песни. Отчего же плакать?

     И номера, исполняемые коллегами Гаем и Уэллсом, подобраны на совесть. А впрочем
     подобраны ли? Если судить по репликам артистов, до этого концерта они не играли
     вместе 6 или 7 лет. И когда Бадди начинает играть знаменитую миссиссипскую
     "хоровую" Still A Fool, он оборачивается к товарищу по сцене: "Junior, listen,
     listen!". И Джуниор – легко поддерживает любимую ещё с юности вещь.
     Вообще, репертуар, мягко говоря, с сюрпризами. Где, интересно, вы ещё услышите
     такого камерного Hoochi-Coochi Man? А Key to The Highway? Hoodoo Man Blues, колдовской блюз, ставший хитом Уэллса ещё в начале его карьеры, Seeds Of Reed - попурри-трибьют чикагскому рассеянному хитмэйкеру Джимми Риду, That's All Right Артура Крадапа – скромная песенка, с исполнения которой Элвисом начался рок-н-ролл и всё последовавшее за ним безумие…Но венчает концерт, конечно, I've Been There. Бадди печальным полушёпотом выпевает свою блюзовую жизнь, оглядываясь назад, и уже не пряча набежавшие слёзы. Лайтнин Хопкинс и Джон Ли Хукер, Мадди Уотэрс и Хаулин Вулф, первые собственные блюзовые опыты, отчаяние и надежда, радость и свет, время и память – всё смешалось в негромкий тоскливый голос, вскрикивающую после тишины гитару и птичьи трели гармоники. Послушайте I've Been There. Если вы по-настоящему любите блюз – вы поймёте старого Бадди. И Джуниора, уже отыгравшего свой последний
     концерт. Live At Legends.
     
     Илья Верховский