«Dr. Ika's Blues» 2000

23.01.2013 12:20
Печать
(mp3, 5M)
     Давно меня интересует, что происходит с блюзом Британии. И вот, наконец, несколько дисков оттуда. Самый симпатичный представляет собой небольшой парадокс: записал его переехавший в Англию грузин, живущий там уже достаточно давно, чтобы считаться английским блюзменом, ставший одним из самых эмоциональных и техничных гитаристов Туманного Альбиона (ссылка на сайт Ираклия на нашей домашней странице). Во всяком случае, на эту мысль меня наводит общение, признаться, не слишком частое, с современным английским блюзом.
     Итак, альбом «Dr. Ika's Blues». Первый трек сулил надежду на традиционный материал. Медленный инструментал с участием двух гитар – слайдовой и обычной. Звук простой и эффектной пьесы, правда, уже казался подозрительно «технологически загруженным». Второй трек вдребезги разбивает надежду на «верность чикагскому звуку», на простое и привычное музыкальное путешествие. Вы въезжаете в мир «эмбьента» с электронным ударником, семплированными звуками и со всей прочей чертовщиной, которую так не любят блюзовые пуристы. Номер сделан настолько остроумно и вбирает в себя столько всевозможных реминисценций, включая и неожиданный струнный квартет с цитатой из музыки викторианской эпохи, что не успеваешь заметить, как приблизился к третьему номеру. Медленный блюз. Прихотливо перетекающие в откровенный минор блюзовые аккорды, гитара поет и рыдает в тон женскому голосу (вокалистка только на одной композиции). Дальше Доктор Ика последовательно и щедро выкладывает перед слушателем свои козыри, а колода его богата. Фанк, гитарная школа джаз-роковых гитаристов первой половины 70-х, даже Жако Пасториус, далее стиль техно, внестудийные шумы, современный Ар-энд-Би и т.д. и т.д. Доктор Ика – виртуозный гитарист и, несмотря на стилистическую лоскутность его диска, блюзовый кураж, высокая эмоциональность его бесспорны. Не скрою, есть вещи, которые не впечатлили. Как ни странно, это относится к двум продолжительным медленным блюзам. Похоже, автор увлекся игрой со звуком и упустил из вида, что поклонники блюза не прощают поверхностного подхода и экспериментов именно с типичными медленными блюзами. Ты сколько угодно можешь синтезировать новые продукты на основе блюза, «выращивать» из них любые искусственные «культуры» - до тех пор, пока они не утрачивают глубинной связи с обычным дельта-блюзом – пусть себе, экспериментируй на здоровье, художник! Но когда дело доходит до медленных чикагских блюзов, просто покажи нам, на что ты способен в рамках строгой традиции, привычного фендеровского звука и ОБЯЗАТЕЛЬНО живых барабанов. Иначе получится пародия. Доктор Ика подошел в медленных блюзах к этой опасной черте, но, похоже, ее не перешагнул. Искренность и чувство перевесили. В миллионный раз Доктор Ика интерпретировал «Перекресток» Роберта Джонсона и в сотый раз сделал его в стиле техно-блюз, правда, сейчас это модно, а в 2000 году было смело. Как звучит? Занятно, не скучно. В целом диск производит впечатление крепкой, сделанной с любовью и выдумкой работы. В редакционном архиве еще один диск Доктора Ика в традиционных аранжировках. Но о нем в другой раз.

     ОМ 22.10.04